Предупреждение задиров поршней и цилиндровых втулок дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Предупреждение задиров поршней и цилиндровых втулок дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10Л

 

 

 

 Цилиндровая мощность дизеля 10Д100 в полтора раза (3000 вместо 2000 л. с.) больше, чем у 2Д100. Вследствие этого силы, действующие на детали цилиндропоршневой группы, и их температурное состояние выше, чем у 2Д100. Эти обстоятельства накладывают более жесткие требования к качеству регулировки дизеля 10Д100, его ремонту и обслуживанию, качеству деталей, устанавливаемых на дизель в процессе эксплуатации и ремонта.

Если эти факторы не соблюдаются, в условиях эксплуатации могут возникнуть неисправности деталей цилиндропоршневой группы и в первую очередь задиры поршней и втулок.

Опытом эксплуатации установлено, что подавляющее количество задиров поршней и цилиндровых втулок происходит после первого большого периодического ремонта (БПР), подъемочного и последующих ремонтов, проведенных в депо.

Чтобы предупредить появление задиров поршней и цилиндровых втулок, необходимо не допускать обезличенного ремонта деталей цилиндро-поршневой группы. Вследствие того что до плановой выемки поршней при первом БПР пробег тепловоза равен примерно 150 тыс. км, или 4800 ч работы дизеля, детали цилиндро-поршневой группы имеют наилучшую взаимную приработку. Поэтому поршни, их вставки, поршневые пальцы и шатуны, пригодные для дальнейшей эксплуатации, после очистки и ремонта должны устанавливаться в те же цилиндры и на те же места, где они работали раньше. Втулки цилиндров следует ставить в блок на прежние места.

При демонтаже втулок цилиндров во время ремонта прежде всего необходимо произвести контрольную установку их без уплотнительных резиновых колец.

Втулка должна свободно устанавливаться в блок под действием собственного веса. А если она не устанавливается на место, то это свидетельствует

о нарушении геометрии сопрягаемых поверхностей. Поэтому нужно проверить диаметры втулки, блока и выпускной коробки по посадочным местам и соосность установки выпускной коробки и выпускного коллектора относительно расточек в блоке. Установка втулки с усилием не допускается.

Если необходимо подтянуть болт крепления выпускных коллекторов и выпускных коробок при демонтаже втулки, эту операцию выполняют до проверки установки ее. Когда затяжка болтов крепления выпускных коробок и коллекторов контролируется в цилиндрах, втулки которых не подлежат демонтажу, следует произвести замеры диаметра нижней части зеркала втулки до и после затяжки болтов. При этом изменение размеров зеркала в одних и тех же местах не должно быть более 0,02 мм, что и свидетельствует об отсутствии деформации втулки.

Для исключения повреждения боковых поверхностей поршня инструментом, снимающим нагар при очистке выпускных и продувочных окон на профилактическом и малом ремонте, поршни должны находиться в наружных мертвых точках. При этом принимаются меры, предупреждающие попадание нагара внутрь цилиндра.

При БПР и подъемочном ремонте после очистки окон от нагара рекомендуется кромки окон втулок цилиндров со стороны зеркала полировать войлочным кругом.

При установке в двигатель ранее работавших втулок осматривается состояние зеркала. При наличии незначительных рисок и натиров поврежденные места полируются войлочным кругом.

 

Во время БПР и подъемочного ремонта не следует выпускать двигатели с втулками, имеющими износ более 0,5 мм и овальность свыше 0,3 мм.

Запрещается эксплуатировать дизель 10Д100 с поршнями, имеющими повреждения оловянного покрытия на юбке и третьей перемычке. Их заново по-крызают слоем олова толщиной 0,02—0,03 мм гальваническим способом, предварительно зачистив и заполировав места повреждений. Следует помнить, что поршни без оловянного покрытия не могут обеспечить надежной работы дизеля.

Очистка наружной поверхности юбки поршня и перемычек между канавками колец косточковой крошкой не разрешается, так как при таком способе слой оловянного покрытия разрыхляется или вовсе снимается и теряет сцепление с чугунной основой поршня. Очистку наружной поверхности поршня производят волосяными щетками после его проварки в ванне.

При установке на двигатель поршней контролируется шероховатость обработки поверхности юбки. Поршни с видимыми кольцевыми рисками от механической обработки ставить на двигатель запрещается.

У компрессионных поршневых колец проверяется по всей окружности высота выступания бронзового пояска (рис. 41). Если бронзовый поясок не выступает над поверхностью, кольцо бракуется. Хромированные кольца бронзовых поясков не имеют, и пригодность их к постановке определяется отсутствием поперечных видимых рисок.

Кольца на поршень надевают только штатным приспособлением, обеспечивающим развод замка не более 55 мм.

Если на двигателе заменен поршень или втулка, производится его обкатка согласно Правилам деповского ремонта тепловозов типа ТЭ10.

При реостатных испытаниях тщательно проверяют регулировку дизеля. При этом температура выпускных газов не должна превышать 400° С при температуре окружающего воздуха +20° С и не более 430° С при +40° С.

Осмотр состояния поршневых колец и поршней через лючки выпускного коллектора производится:

после реостатных испытаний двигателя при БПР и подъемочном ремонте;

после обкатки двигателя;

при малом периодическом ремонте;

на первом профилактическом ремонте после очередного БПР и ПР либо после замены поршня или гильзы.

Для своевременного выявления качества приработки деталей в случае их замены и переборки двигателя рекомендуется первый профилактический ремонт за очередным большим периодическим ремонтом и периодическим ремонтом выполнять после пробега не более 4000 км. Нижние поршни, на которых при осмотре через лючки выявлено повреждение юбки или третьей перемычки (местное отсутствие оловянного покрытия, отслаивание его от чугунной основы, грубые риски и забоины), снимают с двигателя, зачищают места повреждений и вновь покрывают оловом, а затем устанавливают на свои места.

Поршни, у которых компрессионные кольца имеют неудовлетворительную приработку или повреждение, также подлежат выемке для замены колец.

Необходимо постоянно помнить, что правильная регулировка дизеля, исправное состояние топливной аппаратуры, обеспечение нормальных температур охлаждающей воды в сочетании с перечисленными рекомендациями по ремонту являются определяющими факторами по обеспечению надежной работы деталей цилиндропоршневой группы.

 

 

 

 

Рис. 41. Бронзовый поясок компрессионного поршневого кольца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..