Масляная система с
водомасляным охлаждением дизеля 10Д100 тепловоза
2ТЭ10Л
Опыт эксплуатации тепловозов с воздушно-масляным охлаждением показал
ненадежность масляных секций холодильной камеры, особенно зимой.
Изменение вязкости масла из-за неравномерности охлаждения по фронту
холодильника приводит к застою его в отдельных секциях, результатом чего
является превышение давления в секциях и их поломка.
В настоящее время тепловозы оборудованы водо-масляными теплообменниками,
в которых масло охлаждается водой наддувочного воздуха. Схема системы с
водо-масляным охлаждением представлена на рис. 53. Масло от масляного
насоса 16 поступает по трубе 46 к теплообменнику 3, откуда по трубе 4
подается к фильтру грубой очистки 39 и далее к дизелю.
На ранее выпущенных тепловозах с теплообменниками устанавливались два
байпасных клапана 6, которые предназначались для сброса части масла
в трубу 4 при превышении давления в теплообменнике.
Специально проведенные испытания и опыт эксплуатации показали, что
байпасные клапаны можно не устанавливать. Поэтому на последующих
тепловозах они не ставятся,
В остальном схема подобна схеме с воздушно-масляным охлаждением.
Обозначения под рис. 53 соответствуют аналогичным узлам рис. 51. Сйстему
(см. рис. 51 и 53) заправляют дизельным маслом (примерно 1500 кг). Для
заправки под давлением установлена труба 23, позволяющая производить
заправку с любой стороны тепловоза. На наконечник резьбы (резьба 2")
навертывают заправочный шланг и открывают один из вентилей 24 со стороны
заправки. Масло под давлением заполняет картер дизеля. Заправлять
систему можно также через заливную горловину поддизельной рамы.
Количество масла определяется по маслоуказателю, установленному на
поддизельной раме с левой стороны (по ходу тепловоза). Необходимо
следить, чтобы уровень масла находился между рисками маслоуказателя.
В холодное время перед пуском дизеля систему заливают горячим маслом.
Это уменьшает износ деталей дизеля и облегчает пуск. Пуск дизеля при
температуре масла ниже 20° С не допускается.
Масло сливают через трубу 22 с любой стороны тепловоза. Для этого
открывают вентиль 49, краник 10 и один из вентилей 21 трубы 22. Чтобы
обеспечить быстрый и полный слив, надо сливать масло в теплом состоянии.
После этого открывают вентили 37, 40 и 41 для слива остатков масла из
фильтров грубой и тонкой очистки. Масло на анализ можно взять из краника
34 на фильтре грубой очистки.