Конструкция
тормозных устройств и приводов тормозов
троллейбуса
Конструкция тормозных устройств и
приводов тормозов троллейбуса ЗИУ-5
Троллейбусы типа ЗИУ-5 снабжены
принципиально такими же основами тормозными системами и
устройствами, что и МТБ-82.
На всех четырех колесах троллейбусов типов ЗИУ-5 и МТБ-82
тормозные устройства имеют пневматический привод. Тормозные
устройства двух задних колес, кроме того, снабжены независимым
ручным приводом стояночного тормоза.
Рис. 80. Пневматически привод тормозного
устройства заднего колеса троллейбуса ЗИУ-5;
1 — тормозной цилиндр: 2 — кронштейн крепления тормозного
цилиндра; 3 —балка заднего моста; 4 — ось механизма разжимного
кулака; 5—рычаг механизма разжимного кулака: 6— шток тормозного
цилиндра
Тормозной привод служит для передачи усилий от источника энергии
Давление сжатого воздуха пневматической системы, электрическая
энергия, мускульная сила водителя и др.) тормозным колодкам. В
соответствии со своим назначением привод должен производить
необходимое распределение усилий, подводимых к тормозным
устройствам разных колес,
обеспечивать получение необходимого тормозного эффекта гпри минимальном
перемещении тормозной педали или рычага ручного тормоза от их
исходного положения.
Для приведения в действие тормозных устройств применяются:
а) механические приводы с использованием мускульной силы
водителя;
г б) пневматические приводы с использованием энергии сжатого
воздуха;
в) гидравлические приводы с использованием давления жидкости;
г) комбинированные, пневмогидравлические приводы;
электромагнитные приводы.
Механические приводы используются в троллейбусах в качестве
приводов тормоза, предназначенного для стоянки: центрального
тормоза и тормоза, расположенного у задних колес. В последнем
случае он обычно является недостаточно мощным, так как
эффективность действия его ограничена силой, руки водителя и
передаточным числом рычажного привода. Увеличение передаточного
числа привода выше определенных пределов затруднено из-за
пропорционального увеличения хода рукоятки тормоза, которой при
этом становится весьма трудно управлять.
Наибольшее распространение на троллейбусном транспорте получил
пневматический привод, который отличается эффективностью
действия, простотой конструкции и Надежностью в эксплуатации.
Источник силы Пневматического привода—сжатый воздух — создается
специальным компрессором. Посредством тормозных цилиндров (в
троллейбусах ЗИУ-5, рис. 80) или тормозных камер (в троллейбусах
МТБ-82) требуемых размеров энергия сжатого воздуха преобразуется
в механическую, которая и создает необходимые тормозные усилия.
Кроме того, сжатый воздух используется для открывания и
закрывания дверей, а также в приводе стеклоочистителей.
Применение гидравлического привода
несколько ограничивается небольшим передаточным числом, которое
может быть реализовано. Поэтому гидравлический привод
используется лишь на троллейбусах малой и средней вместимости.
На отечественных троллейбусах они еще не нашли применения.
В некоторых случаях используются комбинированные приводы
пневмогидравлического типа (например, на троллейбусе
сочлененного типа ТС отечественного производства). 2
Электромагнитные приводы различных видов получили применение как
на подвижном составе рельсового электрического транспорта, так и
безрельсового и в частности, на прицепах автомобилей.
|