Рулевой привод к
управляемым колесам и усилители управления
троллейбуса
Рулевой привод связывает сошку с поворотными цапфами управляемых
колес, осуществляя их поворот, а также передает им усилие от
рулевого механизма.
Основой рулевого привода к управляемым колесам служит рулевая
трапеция. Кроме рулевой трапеции, в состав рулевого привода
входят рулевая сошка и продольная рулевая тяга.
Все детали рулевого привода выполняют весьма ответственную роль,
поэтому их прочность, соединение и крепление должны быть вполне
надежными. Необходимость весьма надежного соединения деталей
рулевого привода диктуется еще и тем, что все они в той или иной
степени воспринимают ударную нагрузку, передающуюся от
управляемых колес при наезде на неровности дороги. Конструкция
шаровых шарнирных соединений рулевого привода обеспечивает
свободу перемещения тяг при перекосах переднего моста и
колебаниях его на подвеске.
Продольная и поперечная рулевые тяги имеют трубчатое сечение.
Выше было указано, что на троллейбусах ЗИУ-5 для облегчения
усилий водителя применен пневматический усилитель рулевого
управления. Широкое применение находят также гидравлические
усилители.
Рис 72. График усилий, прилагаемых
водителем машины к рулевому колесу, для различных конструкций
рулевых усилителей
График, приведенный на рис. 72, характеризует величину силы,
которую необходимо приложить к рулевому колесу в зависимости от
момента, необходимого для поворота управляемых колес: кривая 1 —
при обычном рулевом механизме без усилителя; кривая 2 — при
рулевом механизме с пневматическим усилителем и кривая 3 — с
гидравлическим усилителем.
Из рис. 72 следует, что при значительных сопротивлениях колес
повороту наибольшую помощь при вращении рулевого колеса
оказывает
гидравлический усилитель. По этим соображениям, а также в связи
с необходимостью обеспечения максимальной безопасности движения,
по всей вероятности, в ближайшем будущем на отечественных
троллейбусах преимущественное применение получат гидравлические
усилители. Они более компактны, чем пневматические усилители,
так как удельное давление, развиваемое в гидравлической системе,
значительно больше, чем в пневматической, и достигает 4—7 Мн/м2.
(40—70 кГ/см2) против 0,6 Мн/м (6 кГ/см2) в пневматическом
усилителе.
На рис. 73 показана схема рулевого управления с пневматическим
усилителем, примененная на троллейбусе ЗИУ-5.
При повороте рулевого колеса глобоидальный
червяк 1, взаимодействуя с трехрядным роликом 2, заставляет
поворачиваться держатель 3 ролика и васошки руля
На одном из концов вала 4 с помощью
шлиц установлено рычажное устройство 6, которое своим нижним
концом шарнирно, (в точке А) связано с двухплечим рычагом 5. При
вращении вала 4 сошки руля шлицевой рычаг 6, стремясь
повернуться вместе с валом 4, нажима на двухплечий рычаг 5 в
точке А и смещает его вправо или влево, в зависимости от
направления вращения рулевого колеса. При повороте рычаг 5
встречает большое сопротивление в точке Б, так как последняя
шарнирной соединена с продольными рулевыми тягами 7 и 11 и,
следовательно, с pyлевой трапецией.
Поэтому в начале перемещения рычаг 5 под
действием силы, приложенной в точке А, поворачивается
относительно точки Б И;; выбирает зазор между шлицевой втулкой
рычага 6 и отверстием в двухплевом рычаге 5 (величина этого
зазора составляет 3 мм на сторону). При выборке этого
зазора и перемещении верхнего конца рычага 5 вправо или
влево сжимается пружина 17. Затем при дальнейшем повороте вала
сошки руля перемещается передняя продольная тяга 7,
поворачивается рычаг 9
и, следовательно, перемещается задняя продольная рулевая тяга
11. От рулевой тяги 11 усилие передается на рычаг поворотной
цапфы левого колеса, в результате чего осуществляется поворот
управляемых колес. Взаимодействие пневматического
усилителя с рычажной передачей рулевого привода происходит
следующим образом. При повороте вала 4 и перемещении верхнего
конца двухплечего рычага 5 перемещается тяга 16, шарнирно
связанная с рычагом 5 при помощи специального хомутика.
Тяга 16 воздействует на коромысло 15
воздухораспределителя 14 и в результате выборки указанного выше
зазора заставит сработать один из клапанов 12 или 13
воздухораспределителя.
В этом случае сжатый воздух из резервуара поступит в цилиндр 8‘
Пневматического усилителя, и шток 10 сообщит усилие рычагу 9,
что вызовет перемещение задней продольной тяги 11 вперед или
назад и соответствующий поворот управляемых колес.
Если водитель возвращает рулевое колесо в нейтральное положение,
то под воздействием пружины 17 верхний конец рычага 5, а
следовательно, и коромысло 15 воздухораспределителя также
возвращаются в исходное положение. При этом сжатый воздух из
цилиндра усилителя рулевого механизма выходит в атмосферу.
|