Уход за
кривошипно-шатунным механизмом двигателя СМД-14
Для обеспечения надежной работы
кривошипно-шатунного механизма необходимо выполнять рекомендации
по техническому обслуживанию (см. раздел «Эксплуатация
трактора») . Кроме того, следует применять только рекомендуемые
масла и топливо. Не допускается длительная работа двигателя на
холостом ходу и перегрузках; не допускается работа двигателя с
перебоями, стуком, дымным выхлопом, а также при давлении масла
ниже допустимого.
Вследствие износа деталей кривошипно-шатунного механизма в их
сопряжениях увеличиваются зазоры. При этом появляются
ненормальные стуки, наблюдается падение давления масла,
ухудшается смазка деталей.
Работа двигателя при повышенном износе деталей сопровождается
понижением мощности и большим перерасходом топлива и масла.
Увеличение зазора в подшипниках коленчатого вала вызывает
падение давления масла в магистрали двигателя. Если давление
масла в главной магистрали будет ниже допустимого, то прежде чем
проверять зазор в подшипниках, необходимо убедиться в
правильности показаний манометра, проверить загрязненность
фильтра и состояние других узлов системы смазки.
Опытом эксплуатации и ремонта двигателей установлены предельно
допустимые зазоры в основных сопряжениях кривошипно-шатунного
механизма. Если вследствие износа деталей величина зазоров
превышает допустимую, детали необходимо заменить или
отремонтировать. Зазор в подшипниках проверяют, измеряя диаметры
шеек коленчатого вала и вкладышей, зажатых крышками в постелях
блок-картера и шатунов.
Допустимый зазор для шатунных подшипников — до 0,3 мм при
овальности шейки вала не более 0,06 мм\ для коренных подшипников
— 0,3 мм при овальности шейки вала не более 0,1 мм. Износ
упорных полуколец допускается до величины, при которой осевое
перемещение коленчатого вала будет не более 0,6 мм.
Если зазоры в подшипниках и овальность шеек коленчатого вала
выше допустимых величин, необходимо перешлифовать коренные и
шатунные шейки на следующий ремонтный размер и заменить вкладыши
новыми соответствующего ремонтного размера.
При перешлифовке вала необходимо проверять качество обработанной
поверхности и правильность скругления кромок масляных каналов.
Величина радиусов галтелей должна быть
Вкладыши устанавливают комплектно, одного ремонтного размера.
Номер ремонтного размера комплекта шатунных вкладышей может
отличаться от коренных.
Коленчатый вал укладывают в коренные подшипники в следующем
порядке. Масляные каналы в блок-картере, полости шатунных шеек и
масляные каналы в коленчатом валу промывают керосином или
дизельным топливом и продувают сжатым воздухом. Постели
подшипников, плоскости разъема постелей и вкладышей и наружные
поверхности вкладышей протирают насухо. Устанавливают крышки
коренных подшипников и затягивают гайки крепления, момент
затяжки должен быть в пределах 20—22 кГм. Гайки затягивают
равномерно в два-три приема, начиная от среднего коренного
подшипника и кончая крайними. После затяжки гаек наносят метки
на торцах шпилек и гаек, измеряют величину внутреннего диаметра
подшипников, определяют величину зазора в подшипниках и снимают
крышки. Укладывают коленчатый вал в подшипники, предварительно
смазав тонким слоем дизельного масла шейки вала и вкладыши,
устанавливают крышки и затягивают гайки до совпадения меток.
Правильно уложенный коленчатый вал должен легко проворачиваться
от руки при снятом корпусе уплотнения. После этого устанавливают
крышки шатунов с вкладышами и затягивают гайки; момент затяжки
14—16 кГм.
Падение мощности двигателя, повышенный угар картерного масла,
повышенное выделение газов из сапуна, трудность запуска
двигателя являются признаками износа и пригора-ния поршневых
колец, износа гильз цилиндров и поршней.
Для проверки состояния гильзо-поршневой группы необходимо снять
головку цилиндра и поддон. Очистить от нагара головку цилиндров,
днища поршней и верхний не рабочий пояс гильз цилиндров. Вынуть
поршни с шатунами. Если необходимо, спять поршневые кольца и
отъединить поршень от шатуна.
При снятии поршневых колец для предотвращения их поломки
рекомендуется пользоваться специальными приспособлениями. После
их снятия очищают от нагара и промывают в дизельном топливе или
керосине канавки поршня под кольца, маслоотводящие отверстия и
кольца.
Износ поршневого кольца в радиальном направлении характеризуется
величиной зазора в замке, износ по высоте — зазором между
кольцом и торцами канавки в поршне. Если зазор в замке кольца,
вставленного в гильзу, превышает 4 мм или зазор между кольцом и
канавкой по высоте превышает 0,5 мм, кольцо следует заменить.
У новых поршневых колец, вставленных в новую гильзу, зазор в
замке должен быть 0,3—0,7 мм. Зазоры между кольцами и канавками
поршня по высоте должны быть: для
компрессионных колец 0,080—0,125, для маслосъемных 0,040—0,085
мм. Компрессионные кольца ставят выточками вверх.
Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня
под действием собственного веса. Замки поршневых колец перед
установкой в гильзу располагают на равных расстояниях один от
другого. Они не должны находиться против отверстия под палец и
против поддифузорной выемки в днище поршня.
Срок замены поршней определяется торцовым износом верхней
канавки под компрессионное кольцо и износом юбки поршня в нижней
части. Поршни заменяют, если зазор между канавкой и новым
компрессионным кольцом будет более 0,4 мм.
Допустимый износ гильзы в верхней части, в зоне первого
компрессионного кольца, не более 0,4 мм.
При замене гильз необходимо правильно их устанавливать, чтобы не
допустить увеличения овальности. Большая овальность ухудшает
условия работы поршневых колец и приводит к повышенному расходу
масла. Одновременно с заменой гильз заменяют и резиновые
уплотнительные кольца. Перед установкой гильз тщательно очищают
канавки под уплотнительные кольца и опорные поверхности
блок-картера под бурты гильз. Выступание упорных буртов гильз
над плоскостью блока должны быть 0,05—0,16 мм.
Повышенный износ в соединении бобышек поршня и верхней головки
шатуна с поршневым пальцем характеризуется звонким металлическим
стуком последнего, легко прослушиваемым в верхней части
цилиндра.
При замене палец устанавливают в поршень, предварительно
нагретый в масле до температуры 70—80°.
При установке поршня с шатуном в цилиндр необходимо насухо
протереть чистой салфеткой рабочие поверхности гильзы, поршня,
вкладышей и шеек коленчатого вала и смазать их тонким слоем
дизельного масла.
Не рекомендуется без необходимости разбирать поршневую группу,
так как при после-
дующей сборке взаимное расположение деталей может измениться и
поршневые кольца и поршень начнут заново притираться, что
увеличит их износ.
Через 1920—2000 ч работы двигателя, при очередном третьем
техуходе, проверяют количество отложений в полости третьей
шатунной шейки коленчатого вала. Для этого сливают масло из
поддона картера, снимают поддон, отъединяют крышку четвертого
коренного подшипника и вывертывают резьбовую заглушку 19 (см.
рис. 9). Если толщина слоя отложений в третьей шатунной шейке
более 10 мм, очищают и промывают керосином полости всех шатунных
шеек.
Промывают дизельным топливом сетку приемника масляного насоса и
внутреннюю поверхность поддона. После этого устанавливают снятые
детали на место.
Одновременно проверяют стопорение гаек коренных и шатунных
подшипников и их затяжку. Если необходимо, устраняют
неисправности.
|