Уход за кривошипно-шатунным механизмом двигателя СМД-14

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Уход за кривошипно-шатунным механизмом двигателя СМД-14

 

 

 Для обеспечения надежной работы кривошипно-шатунного механизма необходимо выполнять рекомендации по техническому обслуживанию (см. раздел «Эксплуатация трактора») . Кроме того, следует применять только рекомендуемые масла и топливо. Не допускается длительная работа двигателя на холостом ходу и перегрузках; не допускается работа двигателя с перебоями, стуком, дымным выхлопом, а также при давлении масла ниже допустимого.

Вследствие износа деталей кривошипно-шатунного механизма в их сопряжениях увеличиваются зазоры. При этом появляются ненормальные стуки, наблюдается падение давления масла, ухудшается смазка деталей.

Работа двигателя при повышенном износе деталей сопровождается понижением мощности и большим перерасходом топлива и масла.

Увеличение зазора в подшипниках коленчатого вала вызывает падение давления масла в магистрали двигателя. Если давление масла в главной магистрали будет ниже допустимого, то прежде чем проверять зазор в подшипниках, необходимо убедиться в правильности показаний манометра, проверить загрязненность фильтра и состояние других узлов системы смазки.

Опытом эксплуатации и ремонта двигателей установлены предельно допустимые зазоры в основных сопряжениях кривошипно-шатунного механизма. Если вследствие износа деталей величина зазоров превышает допустимую, детали необходимо заменить или отремонтировать. Зазор в подшипниках проверяют, измеряя диаметры шеек коленчатого вала и вкладышей, зажатых крышками в постелях блок-картера и шатунов.

Допустимый зазор для шатунных подшипников — до 0,3 мм при овальности шейки вала не более 0,06 мм\ для коренных подшипников — 0,3 мм при овальности шейки вала не более 0,1 мм. Износ упорных полуколец допускается до величины, при которой осевое перемещение коленчатого вала будет не более 0,6 мм.

Если зазоры в подшипниках и овальность шеек коленчатого вала выше допустимых величин, необходимо перешлифовать коренные и шатунные шейки на следующий ремонтный размер и заменить вкладыши новыми соответствующего ремонтного размера.

При перешлифовке вала необходимо проверять качество обработанной поверхности и правильность скругления кромок масляных каналов. Величина радиусов галтелей должна быть



Вкладыши устанавливают комплектно, одного ремонтного размера. Номер ремонтного размера комплекта шатунных вкладышей может отличаться от коренных.

Коленчатый вал укладывают в коренные подшипники в следующем порядке. Масляные каналы в блок-картере, полости шатунных шеек и масляные каналы в коленчатом валу промывают керосином или дизельным топливом и продувают сжатым воздухом. Постели подшипников, плоскости разъема постелей и вкладышей и наружные поверхности вкладышей протирают насухо. Устанавливают крышки коренных подшипников и затягивают гайки крепления, момент затяжки должен быть в пределах 20—22 кГм. Гайки затягивают равномерно в два-три приема, начиная от среднего коренного подшипника и кончая крайними. После затяжки гаек наносят метки на торцах шпилек и гаек, измеряют величину внутреннего диаметра подшипников, определяют величину зазора в подшипниках и снимают крышки. Укладывают коленчатый вал в подшипники, предварительно смазав тонким слоем дизельного масла шейки вала и вкладыши, устанавливают крышки и затягивают гайки до совпадения меток. Правильно уложенный коленчатый вал должен легко проворачиваться от руки при снятом корпусе уплотнения. После этого устанавливают крышки шатунов с вкладышами и затягивают гайки; момент затяжки 14—16 кГм.

Падение мощности двигателя, повышенный угар картерного масла, повышенное выделение газов из сапуна, трудность запуска двигателя являются признаками износа и пригора-ния поршневых колец, износа гильз цилиндров и поршней.

Для проверки состояния гильзо-поршневой группы необходимо снять головку цилиндра и поддон. Очистить от нагара головку цилиндров, днища поршней и верхний не рабочий пояс гильз цилиндров. Вынуть поршни с шатунами. Если необходимо, спять поршневые кольца и отъединить поршень от шатуна.

При снятии поршневых колец для предотвращения их поломки рекомендуется пользоваться специальными приспособлениями. После их снятия очищают от нагара и промывают в дизельном топливе или керосине канавки поршня под кольца, маслоотводящие отверстия и кольца.

Износ поршневого кольца в радиальном направлении характеризуется величиной зазора в замке, износ по высоте — зазором между кольцом и торцами канавки в поршне. Если зазор в замке кольца, вставленного в гильзу, превышает 4 мм или зазор между кольцом и канавкой по высоте превышает 0,5 мм, кольцо следует заменить.

У новых поршневых колец, вставленных в новую гильзу, зазор в замке должен быть 0,3—0,7 мм. Зазоры между кольцами и канавками поршня по высоте должны быть: для

компрессионных колец 0,080—0,125, для маслосъемных 0,040—0,085 мм. Компрессионные кольца ставят выточками вверх.

Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня под действием собственного веса. Замки поршневых колец перед установкой в гильзу располагают на равных расстояниях один от другого. Они не должны находиться против отверстия под палец и против поддифузорной выемки в днище поршня.

Срок замены поршней определяется торцовым износом верхней канавки под компрессионное кольцо и износом юбки поршня в нижней части. Поршни заменяют, если зазор между канавкой и новым компрессионным кольцом будет более 0,4 мм.

Допустимый износ гильзы в верхней части, в зоне первого компрессионного кольца, не более 0,4 мм.

При замене гильз необходимо правильно их устанавливать, чтобы не допустить увеличения овальности. Большая овальность ухудшает условия работы поршневых колец и приводит к повышенному расходу масла. Одновременно с заменой гильз заменяют и резиновые уплотнительные кольца. Перед установкой гильз тщательно очищают канавки под уплотнительные кольца и опорные поверхности блок-картера под бурты гильз. Выступание упорных буртов гильз над плоскостью блока должны быть 0,05—0,16 мм.

Повышенный износ в соединении бобышек поршня и верхней головки шатуна с поршневым пальцем характеризуется звонким металлическим стуком последнего, легко прослушиваемым в верхней части цилиндра.

При замене палец устанавливают в поршень, предварительно нагретый в масле до температуры 70—80°.

При установке поршня с шатуном в цилиндр необходимо насухо протереть чистой салфеткой рабочие поверхности гильзы, поршня, вкладышей и шеек коленчатого вала и смазать их тонким слоем дизельного масла.

Не рекомендуется без необходимости разбирать поршневую группу, так как при после-
дующей сборке взаимное расположение деталей может измениться и поршневые кольца и поршень начнут заново притираться, что увеличит их износ.

Через 1920—2000 ч работы двигателя, при очередном третьем техуходе, проверяют количество отложений в полости третьей шатунной шейки коленчатого вала. Для этого сливают масло из поддона картера, снимают поддон, отъединяют крышку четвертого коренного подшипника и вывертывают резьбовую заглушку 19 (см. рис. 9). Если толщина слоя отложений в третьей шатунной шейке более 10 мм, очищают и промывают керосином полости всех шатунных шеек.

Промывают дизельным топливом сетку приемника масляного насоса и внутреннюю поверхность поддона. После этого устанавливают снятые детали на место.

Одновременно проверяют стопорение гаек коренных и шатунных подшипников и их затяжку. Если необходимо, устраняют неисправности.
 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..