Масляный насос—шестеренчатый, установлен в нижнем картере
двигателя, крепится к блок-картеру. Правильность установки
насоса обеспечивается двумя установочными штифтами.
Насос приводится во вращение от коленчатого вала через пару
шестерен с передаточным отношением 1,2. Боковой зазор между
зубьями шестерен должен быть в пределах 0,05—0,6 мм.
Корпус 6 (рис. 15) и крышка 2 масляного насоса отлиты из чугуна.
Внутри корпуса расположены ведущая 4 и ведомая 15 шестерни.
Ведущая шестерня напрессована на валик 5,
на переднем конце которого установлена на шпонке шестерня 3
привода масляного насоса, закрепленная гайкой. Валик ведущей
шестерни вращается во втулках, запрессованных соосно в корпусе и
крышке насоса. Соосность отверстий втулок обеспечивается
установкой крышки на корпус по двум установочным штифтам.
Ведомая шестерня вращается на пальце 16, запрессованном в корпус
насоса. В отверстие ведомой шестерни запрессована бронзовая
втулка.
Шестерня привода масляного насоса вращается в штампованном лотке
/, предотвращающем чрезмерное разбрызгивание масла в поддоне
блок-картера.
В корпус насоса со стороны нагнетания ввернут корпус 12
предохранительного клапана 13, крепящий одновременно угольник
нагнетательного трубопровода 8. Предохранительный клапан —
поршневой. Сжатие его пружины регулируют резьбовой втулкой 11,
фиксируемой стопорным кольцом.
Насос засасывает масло через маслоприем-ник 9, имеющий сетчатый
фильтр 10. Заборная трубка крепится к корпусу насоса при помощи
нажимной втулки 14 и к крышке третьего коренного подшипника.
Производительность масляного насоса 60 л/мин при номинальных
оборотах двигателя, противодавлении 6—6,5 кГ/см2 и вязкости
масла 21—24 сст, нагретого до температуры 70—80° С.