Масляный фильтр — полнопо,точная центрифуга с гидравлическим
реактивным приводом.
Корпус 21 (рис. 16) фильтра крепится к блок-картеру с правой
стороны четырьмя шпильками. В корпусе на оси 18 установлен ротор
центрифуги, фиксируемый при помощи шайбы 12 и гайки 11. Ротор
центрифуги состоит из остова 8 и крышки 9, крепящейся к остову
гайкой 13. Внутренняя полость ротора уплотняется в нижней части
резиновым кольцом 5, в верхней — алюминиевой прокладкой 14. Для
удобства разборки и сбор-
ки ротора гайка 13 и прокладка 14 фиксируются на крышке
стопорным кольцом 10. Ротор балансируется статически, дисбаланс
его не более 10 гсм. Для предотвращения нарушения балансировки
ротора при его сборке на остове и крышке нанесены метки, которые
должны совпадать. В нижней части остова ротора в резьбовые
отверстия ввернуты две форсунки 3, направленные тангенциально (к
оси ротора) в противоположные стороны. Маслоотражатель 6 с
защитной сеткой 7 предотвращает смывание отложений со стенок
крышки потоком масла, входящим в полость ротора, и предохраняет
от засорения отверстия форсунки.
В центральном отверстии оси 18 ротора
расположена маслоотводящая трубка 22, нижний конец которой
вставлен в дроссель 23, запрессованный в корпус фильтра.
Ротор центрифуги закрыт колпаком 19, закрепленным на оси 18
гайкой 16. Колпак уплотнен в соединении с корпусом паронито-вой
прокладкой 20, а гайка колпака — медной прокладкой 15. В верхней
части колпака имеется смотровое окно 17, через которое
контролируют вращение ротора.
В корпусе фильтра установлены: переклю-. чатель 1 масляного
радиатора; перепускной клапан, состоящий из шарика 28, пружины
27 и пробки 26; штуцеры 2 и 25 для подсоединения датчика
манометра и сигнализатора температуры масла; маслозащитный
козырек 4, устраняющий торможение ротора потоком масла,
выходящего из форсунок.
К фланцу переключателя шпильками 24 крепится трубопровод,
отводящий масло к радиатору. К нижнему фланцу корпуса фильтра
присоединен трубопровод, подводящий масло от радиатора.
Подключают или отключают масляный радиатор путем поворота
переключателя на 180° в гнезде корпуса фильтра до совмещения
букв JI или 3 со стрелкой на корпусе фильтра.
При работе двигателя масло, нагнетаемое насосом, подается через
каналы корпуса фильтра в зазор между осью 18 и трубкой 22 и
затем через радиальные отверстия в оси и остове поступает в
полость ротора. В нем поток масла разветвляется. Часть масла
идет на гидравлический привод ротора и стекает в картер.
Основная часть масла по верхнему ряду радиальных отверстий в
остове ротора и его оси поступает в трубку 22 и по ней в главную
магистраль двигателя.
При вытекании масла из полости ротора через форсунки возникают
реактивные силы, вращающие его с большой скоростью. При работе
двигателя на номинальных оборотах ротор развивает более 5000
об/мин. Находящееся в нем масло приводится во вращательное
движение и под действием центробежных сил механические частицы,
содержащиеся в масле, отбрасываются к стенкам ротора.
Сливной клапан (рис. 17) установлен на блок-картере с левой
стороны. Ои состоит из корпуса 1, клапана 2, пружины 3,
регулировочного винта 4 и гайки 5. При регулировке давления в
масляной магистрали двигателя снимают гайку и вращают
регулировочный винт. При его вывертывании давление в магистрали
уменьшается, а при ввертывании увеличивается.