СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ Д-245 ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102
В дизеле Д-245 применена комбинированная смазочная
система, часть деталей смазывается под давлением, а часть —
разбрызгиванием. Подшипники коленчатого и распределительного валов,
втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса,
механизм привода клапанов, а также турбокомпрессор и топливный насос
смазываются под давлением от шестеренного насоса II (рис. 30).
Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели
и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием. От
посторонних примесей, продуктов сгорания и износа масло очищается в
центробежном масляном фильтре 3.
Масляный насос подает смазывающий материал по патрубку и каналам блока
цилиндров в центробежный масляный фильтр. Оттуда очищенное масло
направляется в масляный радиатор 1 для охлаждения и по маслоподводящей
трубке к подшипнику ротора
турбокомпрессора. Из масляного радиатора
охлажденное масло поступает в масляную магистраль дизеля.
При пуске непрогретое масло (вследствие большого сопротивления масляного
радиатора) через редукционный клапан 6 поступает непосредственно в
масляную магистраль дизеля, минуя масляный радиатор.
Редукционный клапан — нерегулируемый. Предохранительный клапан 8 (клапан
центробежного фильтра) отрегулирован на давление 0,69 МПа (7,0 кгс/см2)
и необходим для поддержания указанного давления перед ротором фильтра.
При повышении давления масла на входе в ротор более 0,69 МПа часть
неочищенного масла сливается через клапан в картер дизеля. Сливной
клапан 7 отрегулирован на давление 0,19...0,29 МПа (2,0...3,0 кгс/см2) и
нужен для поддержания необходимого давления в главной масляной
магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер
дизеля.
Очищенный в центробежном масляном фильтре и охлажденный в масляном
радиаторе смазывающий материал из главной магистрали дизеля по каналам в
блоке цилиндров поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого вала,
форсункам 2 охлаждения поршней и втулкам распределительного вала. От
коренных подшипников масло по каналам в коленчатом валу поступает к
шатунным.
От канала первого коренного подшипника масло по специальным каналам
перетекает к втулкам промежуточной шестерни 3 (см. рис. 8) и шестерни 4
привода топливного насоса. Детали клапанного механизма смазываются
маслом, поступающим от задней шейки распределительного вала по каналам в
блоке и головке цилиндров к задней стойке во внутреннюю полость оси
коромысел. Давление в смазочной системе контролируют по показаниям
манометра, подключенного к штуцеру на корпусе центробежного масляного
фильтра, а также с помощью дополнительной световой сигнализации
аварийного давления, датчик которой ММ-111В установлен в бобышке на
корпусе масляного фильтра. При падении давления в магистрали ниже 0,054
МПа (0,55 кгс/см2) на щитке приборов в кабине загорается сигнальная
лампочка. После срабатывания датчика необходимо остановить дизель и
определить причину снижения давления масла. Допускается работа дизеля
при загоревшейся сигнальной лампочке на минимальной частоте вращения
холостого хода.
Масляный радиатор 8 (см. рис. 27) предназначен для отвода теплоты и
состоит из двух маслосборников II и охлаждающих трубок. К маслосборникам
приварены патрубки, к которым через резиновые шланги присоединены
маслопроводы 12 и 13 от дизеля.