Общее устройство. Сцепление предназначено для передачи крутящего момента
от дизеля к трансмиссии, кратковременного их разъединения, плавного
соединения, предохранения силовых (передающих крутящий момент) деталей
от чрезмерных нагрузок.
На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено сухое двухдисковое сцепление
постоянно-замкнутого типа. Ведущие части сцепления расположены на
маховике I (рис. 35). Промежуточный диск 2 присоединен к нему с помощью
тангенциальных пластин 3. Нажимной диск 4 установлен тремя
призматическими выступами в пазах опорного диска 5, который закреплен на
маховике с помощью пальцев 33, дистанционных втулок 21, 22 и 32 и гаек
29, фиксируемых от самопроизвольного отворачивания пружинными шайбами.
Тангенциальные пластины 3 зажаты между дистанционными втулками 21 и 22
на пальцах 33. Установкой промежуточного диска 2 на тангенциальных
пластинах 3, которые одним концом закреплены на диске, а вторым — на
пальцах между дистанционными втулками, и опорного диска на пальцах 33
достигнуты лучшая балансировка, очистка поверхностей трения от продуктов
изнашивания и охлаждение деталей за счет вентиляции.
Между опорным и нажимным диском установлены шесть пружин 27 со стаканами
26 и термоизолирующими шайбами 28. На осях 8 и роликах 9 установлены три
отжимных рычага 7, опоры для которых — вилки 10, закрепленные на опорном
диске с помощью регулировочных гаек 11, фиксируемых пластинами 12.
Последние прикреплены к опорному диску болтами М8Х16. В нейтральное
положение при включенном сцеплении промежуточный диск 2 устанавливают
тремя тангенциальными пластинами 3 и тремя опорными пластинами 17,
опирающимися средней частью на головки болтов 18, а концами — на
нажимной диск и регулировочные болты 19, ввернутые в опорный диск и
зафиксированные гайками 20.
Болтами 19 регулируют при включенном сцеплении перемещение
промежуточного диска 2 в сторону нажимного диска 4.
Между маховиком, промежуточным и нажимным дисками установлены два
ведомых диска 34, передающих крутящий момент от дизеля через силовой вал
37 сцепления к трансмиссии трактора.
На ведомом диске имеется ступица 31 со шлицами для соединения с валом
37, демпферное устройство с резиновыми элементами 6, позволяющими
компенсировать перекос ступицы относительно верхних частей диска 34 и
гасить крутильные колебания, две фрикционных накладки 30, одна из
которых прикреплена к соединительному диску через упругие пластины.
Ведомый диск такой конструкции сжимается, перемещаясь в осевом
направлении, за счет чего повышается плавность включения сцепления.
Вал 37 своим носком установлен в подшипнике 36, который расположен в
гнезде коленчатого вала. Другой конец вала через шлицевую втулку 23
соединен с первичным валом коробки передач. Перед установкой подшипника
36 полость в коленчатом валу заполняют смазкой и закрывают манжетой 35.
Между шлицевой ступицей опорного диска 5 и ведущим валом 24 привода ВОМ
установлена шлицевая втулка опорного диска 5 с упругими элементами 13.
Выключают сцепление нажатием выжимного подшипника 38 на отжимные рычаги
7, установленные на отводке 15, соединенной
с педалью сцепления (рис. 36) через вилку 25 (см. рис. 35), валик 8 (см.
рис. 36), рычаг 5, тягу 3 и рычаг 2. Смазывают выжимной подшипник через
специальное отверстие, которое закрывают резьбовой конической пробкой 48
(рис. 37), в корпусе сцепления и масленку, ввернутую в левую цапфу
отводки 15 (см. рис. 35).