ТРАНСМИССИЯ. СЦЕПЛЕНИЕ ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102

  Главная      Книги - Трактора     Трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 (Ксеневич И.П.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 


ТРАНСМИССИЯ. СЦЕПЛЕНИЕ ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102



Общее устройство. Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, кратковременного их разъединения, плавного соединения, предохранения силовых (передающих крутящий момент) деталей от чрезмерных нагрузок.

На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено сухое двухдисковое сцепление постоянно-замкнутого типа. Ведущие части сцепления расположены на маховике I (рис. 35). Промежуточный диск 2 присоединен к нему с помощью тангенциальных пластин 3. Нажимной диск 4 установлен тремя призматическими выступами в пазах опорного диска 5, который закреплен на маховике с помощью пальцев 33, дистанционных втулок 21, 22 и 32 и гаек 29, фиксируемых от самопроизвольного отворачивания пружинными шайбами. Тангенциальные пластины 3 зажаты между дистанционными втулками 21 и 22 на пальцах 33. Установкой промежуточного диска 2 на тангенциальных пластинах 3, которые одним концом закреплены на диске, а вторым — на пальцах между дистанционными втулками, и опорного диска на пальцах 33 достигнуты лучшая балансировка, очистка поверхностей трения от продуктов изнашивания и охлаждение деталей за счет вентиляции.

Между опорным и нажимным диском установлены шесть пружин 27 со стаканами 26 и термоизолирующими шайбами 28. На осях 8 и роликах 9 установлены три отжимных рычага 7, опоры для которых — вилки 10, закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек 11, фиксируемых пластинами 12. Последние прикреплены к опорному диску болтами М8Х16. В нейтральное положение при включенном сцеплении промежуточный диск 2 устанавливают тремя тангенциальными пластинами 3 и тремя опорными пластинами 17, опирающимися средней частью на головки болтов 18, а концами — на нажимной диск и регулировочные болты 19, ввернутые в опорный диск и зафиксированные гайками 20.

Болтами 19 регулируют при включенном сцеплении перемещение промежуточного диска 2 в сторону нажимного диска 4.

Между маховиком, промежуточным и нажимным дисками установлены два ведомых диска 34, передающих крутящий момент от дизеля через силовой вал 37 сцепления к трансмиссии трактора.

На ведомом диске имеется ступица 31 со шлицами для соединения с валом 37, демпферное устройство с резиновыми элементами 6, позволяющими компенсировать перекос ступицы относительно верхних частей диска 34 и гасить крутильные колебания, две фрикционных накладки 30, одна из которых прикреплена к соединительному диску через упругие пластины.

Ведомый диск такой конструкции сжимается, перемещаясь в осевом направлении, за счет чего повышается плавность включения сцепления.

Вал 37 своим носком установлен в подшипнике 36, который расположен в гнезде коленчатого вала. Другой конец вала через шлицевую втулку 23 соединен с первичным валом коробки передач. Перед установкой подшипника 36 полость в коленчатом валу заполняют смазкой и закрывают манжетой 35.

Между шлицевой ступицей опорного диска 5 и ведущим валом 24 привода ВОМ установлена шлицевая втулка опорного диска 5 с упругими элементами 13.

Выключают сцепление нажатием выжимного подшипника 38 на отжимные рычаги 7, установленные на отводке 15, соединенной
с педалью сцепления (рис. 36) через вилку 25 (см. рис. 35), валик 8 (см. рис. 36), рычаг 5, тягу 3 и рычаг 2. Смазывают выжимной подшипник через специальное отверстие, которое закрывают резьбовой конической пробкой 48 (рис. 37), в корпусе сцепления и масленку, ввернутую в левую цапфу отводки 15 (см. рис. 35).

 

 

 

Рис. 35. Сцепление:
1 — маховик; 2 — промежуточный диск; 3 — тангенциальные пластины; 4 — нажимной диск; 5 — опорный диск; 6 — демпферный элемент; 7 — отжимной рычаг; 8 — ось отжимного рычага; 9 — ролики; 10 —опорная вилка; 11 — регулировочная гайка; 12 — стопорная пластина; 13 — упругий элемент опорного диска; 14 — ступица привода ВОМ; 15 — отводка; 16 — кронштейн отводки; 17—опорная пластина; 18— болт; 19 — регулировочный болт; 20 и 29— гайки; 21, 22 и 32 — дистанционные втулки; 23— шлицевая втулка; 24 — ведущий вал привода независимого ВОМ; 25 — вилка; 26 — стакан; 27— пружина; 28 — термоизолирующая шайба; 30— фрикционные накладки: 31 — ступица ведомого шнека; 33 — палец; 34— ведомый диск в сборе; 35— манжета; 36 — подшипник; 37 — силовой вал; 38— выжимной подшипник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..