Устройство коробки передач тракторов МТЗ-100,
МТЗ-102
Коробку передач образуют следующие сборочные
единицы и детали, а также системы: узел 1 передач (см. рис. 38); вал 2
(рис. 40) пониженных передач и заднего хода и вал 3 повышенных рабочих
передач; блок 4 (см. рис. 38) шестерен и вторичный вал 5; корпус.
Рис. 40. Коробка передач (разрез):
I — промежуточный вал; 2 — вал пониженных передач и заднего хода; 3 —
вал повышенных рабочих передач; 4 — стакан; 5. 6 и 7 — подшипники; 8 —
роликовые подшипники; 9 ~ шестерня первого и третьего диапазонов; 10 —
шестерня заднего хода; —шлицевая втулка; 12— шестерня ходоуменьшителя;
13 — шестерня; 14 — втулка; 15 и 21 — стопорные кольца; 16 и 17—гайки;
18— ведомая шестерня второго и пятого диапазонов; 19 — ведущая шестерня
второго и пятого диапазонов; 20— зубчатая муфта; 22. 24, 27 и 28 — вилки
переключения; 23. 25. 26 и 29 — поводки механизма переключения; 30. 31.
32. 33 и 34— шарики механизма блокировки зубчатых муфт 20.
Узел передач состоит из промежуточного вала 1 (см.
рис. 39), первичного вала 2, направляющего распределителя 3 и стакана 4.
На первичном валу установлены на подшипниках 12 ведущие шестерни 13 I
передачи и 14 III передачи, а на подшипниках 15 шестерни 16 II передачи
и 17 IV передачи. На шлицах вала размешены две двойные многодисковые
фрикционные муфты 18. Вал 2 монтируют на подшипниках 19 и 20, а узел
подшипников и передач стягивают гайками 21 и 22. В канавках вала
установлены чугунные уплотнительные кольца 23 узла распределения.
На промежуточный вал 1, установленный в корпусе на двух подшипниках 5 и
6, посажены с небольшим натягом ведомые шестерни 7 / передачи, 8 II
передачи, 9 III передачи и- 10 IV передачи. Пакет шестерен с
подшипниками затянут на валу гайкой 11.
Промежуточный вал соединяется с валом 23 (см. рис. 38) блока шестерен
зубчатой муфтой 46. Этот вал смонтирован на подшипниках 24 и 30.
Подшипник 24 зафиксирован стопорным кольцом 26, а в стакане 25 —
стопорным кольцом 27. Стакан застопорен в корпусе винтом 28. Задняя
опора вала расположена в ступице шестерни 29 привода синхронного ВОМ и
переднего ведущего моста на двух роликовых подшипниках 30 и 31. Шестерня
29 установлена в корпусе на подшипнике 32, фиксируемом на ступице
кольцом 33, а в корпусе — кольцом 34 и планками 22.
Вторичный вал 5, выполненный за одно целое с ведущей конической
шестерней, установлен в корпусе на конических подшипниках 35 и 36. На
нем неподвижно посажена ведущая шестерня 37 привода переднего ведущего
моста и синхронного ВОМ, на ступице которой установлена на подшипнике 38
ведомая шестерня 39 первого, второго и четвертого диапазонов, полумуфта
40, на ступице которой размещена ведомая шестерня 41 третьего, пятого и
шестого диапазонов. Шестерни и полумуфта удерживаются ограничительной 42
и регулировочной 43 шайбами и затянуты на валу гайкой 44.
Шестерни 39 и 41 соединяют с валом перемещением подвижной муфты 45 в
сторону одной из шестерен.
Во вторичном валу выполнены осевое и радиальное сверления для подвода
(принудительно) смазки к подшипникам шестерен.
Вал пониженных передач и заднего хода установлен в корпусе коробки на
двух подшипниках 6 и 7 (см. рис. 40). На нем установлены шестерни: 9
—первого и третьего диапазонов, 10 — заднего хода. На шлицах вала
расположена втулка 11 с наружными и внутренними шлицами и установленной
на ней шестерней 12 ходоуменьшителя. Ведомая шестерня 13 закреплена на
валу 2 с помощью бронзовой втулки 14. При отсутствии ходоуменьшителя
шестерня 13 соединена с валом 2 шлицами шестерни 12, зафиксированной в
этом положении стопорным кольцом 15 на втулке 11.
Шестерни вала 2 вместе с подшипниками затянуты на нем
гайками 16 и 17. В валу выполнены осевое и
радиальные сверления для подвода смазки (под давлением) к подшипникам 8
и втулке 14.
Вал повышенных рабочих передач установлен в корпусе на двух подшипниках
6 и 7. На нем расположены ведомая 18 и ведущая 19 шестерни второго и
пятого диапазонов. Шестерня 18 находится на подшипниках 8, к которым по
осевому и радиальному сверлениям подводится смазка под давлением.
Шестерня 19 жестко связана с валом с помощью шипа.
Между собой шестерни 18 и 19, а также шестерни 9 к 10 с валом 2
соединены зубчатой муфтой 20.
Валы 2 и 3 зафиксированы от осевых перемещений в задних опорах
подшипников кольцами 21 и планками 22 (см. рис. 38).
Блок 4 шестерен расположен на валу 23 с помощью двух гладких кольцевых
поясков и соединен с ним через эвольвентные шлицы.