Трактор Т-16. Подкачивающий топливный насос, регулятор дизеля Д-16

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Устройство, работа, характеристики и ремонт

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Трактор Т-16. Подкачивающий топливный насос, регулятор дизеля Д-16

 

Подкачивающий топливный насос плунжерного типа служит для подачи топлива под давлением 0,17 МПа в топливный фильтр и из него в головку топливного насоса. Насос закреплен тремя шпильками па площадке боковой стенки корпуса ТНВД и приводится в действие кулачком валика насоса (рассмотрен ниже).
Во время работы шасси Т-16 изменяется нагрузка, которую необходимо преодолевать двигателю. Вследствие этого мощность, развиваемая двигателем также должна изменяться.
Мощность двигателя при сохранении нормального процесса сгорания можно уменьшать или увеличивать, изменяя количество вспрыскиваемого в цилиндры топлива. Количество подаваемою топлива, как было указано выше, изменяется при перемещении рейки подкачивающего топливного насоса, на которую воздействует всережимный центробежный регулятор. Таким образом, регулятор поддерживает режимы работы двигателя, заданные оператором.

 

Регулятор топливного насоса

 

Регулятор топливного насоса состоит из корпуса 19 (рис. 23), валика 4, тяги 9, вилки 20, крестовины 10, двойной спиральной пружины 27, призмы 24, валика 26, грузиков 13, муфты 14, наружной 15 и внутренней 16 пружин и подшипников 6, 11 и 12. Корпус регулятора отлит из серою чугуна.

Рис. 23. Регулятор топливного насоса ТНВД 2ТН-8,5х10:
1 - пробка; 2 - болт; З - гайка; 4 - валик регулятора; 5 - стакан подшипника; 6,11 и 12 - подшипник; 7 - ось; 8 - крышка; 9 - тяга; 10 - крестовина; 13 - грузик; 14 - муфта; 15 - наружная пружина; 16 - внутренняя пружина; 17 - седло; 18 - рычаг; 19 - корпус; 20 - вилка; 21 - кнопка обогатителя; 22 - пружина; 23 - стопор призмы; 24 - призма; 25 - кронштейн вилки; 26 - валик; 27 - пружина; 28 - винт; 29 - шпилька; 31 - регулировочный болт; 32 - шайба.



Валик регулятора топливного насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Задний подшипник напрессован на конец валика регулятора, а его наружное кольцо спрессовано в стакан, прикрепленный четырьмя болтами к корпусу регулятора. Передний подшипник установлен па ступице крестовины 10, насаженной на шлицы валика регулятора. Наружное кольцо подшипника вставлено в гнездо, прикрепленное к корпусу болтами.
В проушины крестовины входят хвостовики двух грузиков 13, качающихся на осях, вставленных в отверстия крестовины. Вращение валику регулятора передастся через ведомую шестерню от кулачковою валика ТНВД. При вращении валика вместе с крестовиной грузики под действием центробежных сил расходятся и нажимают на упорный шарикоподшипник 12 и муфту 14, перемещая их вдоль валика. В паз муфты входят штыри вилки 20.
В расточку стакана подшипника входит седло 17, надетое на задний коней валика. Между седлом и муфтой на валике помешены наружная 15 и внутренняя 16 пружины. Наружная пружина предварительно натянута, а внутренняя установлена свободно.
Рейка ТНВД приводится в движение при помощи рычажного механизма регулятора. В отверстиях корпуса регулятора установлен валик 26, на котором закреплен кронштейн 25 вилки. Кронштейн соединен с валиком при помощи втулки с пластиной, закрепленной на валике, и двойной спиральной пружины 27.
Пластина и выступающие концы пружины охватывают кронштейн. К выступающим концам кронштейна посредством оси присоединена вилка 20, которой через муфту передается движение грузиков. Верхняя часть вилки осью 7 соединена с тягой 9, шарнирно связанной с поводком рейки топливного насоса. В тягу ввернут винт с контргайкой, которым регулируют насос на максимальную подачу топлива.
 

 

 

 

Управление регулятором топливного насоса

При полной нагрузке двигателя винт должен упираться в призму 24, установленную на валике обогатителя. Для управления регулятором служит рычаг 18, соединенный тягами с рычагом расположенным па рабочем месте оператора.
На валике 26 имеется упор, перемешающийся между шпилькой 29 и болтом 31, закрепленным на шайбе 32. Шпилька ограничивает перемещение валика по часовой стрелке. Ее устанавливают так, чтобы при соприкосновении с ней упора прекращалась подача топлива насосом. Регулировочным болтом 31 изменяют максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя. Для регулировки под головку болта помещают необходимое количество шайб 30. При уменьшении количества шайб частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается, а при увеличении количества шайб - уменьшается. Регулировочный болт, шпилька и упор закрыты крышкой, прикрепленной к корпусу регулятора.
Для увеличения количества подаваемого топлива при пуске двигателя служит валик обогатителя, на котором закреплены призма 24 и кнопка 21 обогатителя. Между призмой и шайбой установлена пружина 22, отжимающая валик обогатителя внутрь корпуса, Запрессованный в корпус штифт упирается в лыську на валике и не позволяет ему поворачиваться.
При вытягивании валика за кнопку наружу регулировочный винт вилки соскальзывает с призмы. При этом вилка, па которую действует пружина регулятора, перемещается вперед. Вследствие этого рейка насоса передвигается в положение, при котором увеличивается подача топлива. После начала работы двигателя вилка отходит назад и призма под действием пружины занимает исходное положение.
Чтобы избежать чрезмерного увеличения частоты вращения коленвала двигателя, в заднюю стенку корпуса ввернуть болт 2. В головку болта упирается ось шарнира вилки, что обеспечивает передачу усилия, развиваемого грузиками, через муфту и вилку рейке топливного насоса. При нормальной частоте вращения коленчатого вала двигателя болт не должен доходить до оси шарнира вилки на одни оборот.
Во время работы двигателя грузики и пружины, воздействуя на муфту 14, перемещают ее. В случае увеличения частоты вращения грузики расходятся больше и, преодолевая сопротивление пружины, перемещают муфту назад. Рейка топливного насоса при этом перемешается в том же направлении, что приводит к уменьшению количества подаваемого насосом топлива.
В случае уменьшения частоты вращения коленвала двигателя под действием пружин муфта перемещается вперед, передвигая вилку и рейку насоса, вследствие чего увеличиваются количество подаваемого топлива и частота вращения коленчатого вала двигателя. Если вилка и рейка насоса находятся в положении максимального скоростного режима, винт вилки упирается в призму на валике обогатигеля и верхний конец вилки не может перемешаться. При дальнейшем возрастании нагрузки двигателя рейка насоса начинает перемещаться в сторону увеличения подачи топлива вследствие перемещения нижнего конца вилки. Нижний конец вилки при этом перемешается вследствие того, что во время возрастания нагрузки снижается число оборотов двигателя и уменьшается центробежная сила, развиваемая грузиками. В этом случае пружины регулятора воздействуют на муфту, вилку и кронштейн вилки, который, преодолев усилие двойной спиральной пружины, начинает перемещаться вперед вместе с нижним концом вилки Нижний конец вилки через тягу перемещает рейку насоса в сторону увеличения подачи топлива.
Детали регулятора смазываются маслом, заливаемым в корпус. Масло, залитое в корпус, разбрызгивается вращающимися частями регулятора и собирается в маслосборниках корпуса, из которых по каналам поступает к деталям, установленным на концах валика регулятора. Масло заливают через отверстие в верхней части фланца крепления регулятора, а сливают через отверстие, имеющееся в нижней чисти этого же фланца. Оба отверстия закрыты пробками. Для проверки уровня масла в корпусе регулятора служит отверстие, закрытое пробкой 1.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..