Схема системы смазки дизеля Д-21A приведена на рис. 40.
Масляный насос 1 шестеренного типа. Ведущая шестерня насоса фиксируется
шпонкой на валике, а ведомая свободно вращается на оси. Насос крепится к
переднему листу дизеля. Вращение на ведомую шестерню приводамасляного
насоса тракторапередается
от ведущей шестерни, расположенной на коленчатом вале.
Редукционный клапан состоит из корпуса 1 (рис. 41), шарика 2, прокладки,
гайки 6, пружины 3, регулировочной пробки 4.
Масло от насоса через трубку поступает к редукционному клапану, который
отрегулирован на 0,5-0,55 МПа. При давлении выше установленного масло
давит на шарик 2, а через него на пружину 3. Пружина сжимается, шарик
отходит, открывая отверстие, через которое часть масла сливается в
картер.
Для очистки масла на двигателе Д-21А установлена реактивная центрифуга.
Через нее проходит все масло, поступающее в систему смазки двигателя, а
часть масла, подаваемого насосом, через редукционный клапан сливается
при работе двигателя в масляный картер.
Шестеренный насос 1 (см. рис. 40) через маслоприемник засасывает масло
из поддона картера и по трубке подвода масла к фильтру, каналу в картере
дизели в трубке в крышке распределительных шестерен масло поступает в
корпус 12 (рис. 42) центробежного масляного фильтра. По кольцевому
зазору между трубкой и осью 9 ротора масляного фильтра, через отверстия
в оси и в основании 11 ротора, затем через отражатель 10 масло поступает
в полость ротора центрифуги. В полости ротора давление достигает
0,5-0,55 МПа. Под этим давлением часть масла, снова пройдя через
отражатель, поступает к соплам (форсункам) и, вытекая из них с большой
скоростью, создаст реактивную силу, которая приводит ротор во вращение.
Под действием центробежных сил посторонние примеси, содержащиеся в
масле; отбрасываются к стенкам крышки 2 ротора.
Через тангенциальные отверстия и по центральному каналу в оси ротора
масляного фильтра очищенное масла по трубке в крышке распределительных
шестерен поступает в масляный канал картера дизеля, из него - ко второй
коренной шейке коленчатого вала, а затем но центральному масляному
каналу коленчатого вала к первой и третьей коренным и к шатунным рейкам.
По поперечным каналам картера от первой и третьей коренных шеек
коленчатого вала масло поступает к шейкам (подшипникам)
распределительного вала, к шейкам валика механизма уравновешивания и к
пальцам промежуточных шестерен распределения и механизма
уравновешивания.
Детали насоса с
маслоприемником
От передней шейки валика механизма уравновешивания по каналу в картересамоходного
шасси Т-16, трубке в крышке распределительных шестерен, через
отверстие в переднем листе масло поступает к установочному фланцу
топливного насоса, затем по каналу в установочном фланце к втулке
шестерни привода топливного насоса.
От задней шейки распределительного вала по каналу в картере и трубке
масло поступает к клапанному механизму.
Детали шестеренного насоса и реактивной центрифуги изображены на
рисунках 43 и 44.