При работедвигателя
Т-16в результате
действия сил трения изнашиваются трущиеся поверхности деталей, последние
нагреваются, снижается мощность двигателя. Уменьшение потерь на трение
и, следовательно, уменьшение износов достигается непрерывным подводом
смазки (системы смазки трактора) к трущимся поверхностям деталей. Между
рабочими поверхностями деталей, образуется масляная пленка, отделяющая
одну поверхность от другой, благодаря чему уменьшаются потери на трение
и уменьшается износ деталей двигателя. Непрерывная циркуляция масла
обеспечивает также отвод тепла, выделяющегося при трении.
В рассматриваемых дизелях применена комбинированнаясистема
смазки трактора. Наиболее нагруженные трущиеся поверхности
смазываются под давлением, остальные - разбрызгиванием. Под давлением
масло поступает к сопряжениям коренных и шатунных подшипников,
подшипников распределительного вала, зубчатых колес распределительного
механизма, подшипников валика уравновешивающего механизма, коромысел
клапанов. Остальные детали смалываются разбрызгиванием: масло
выдавливается из зазоров и специальных отверстий, стекает и масляный
картер, образуя масляный туман.
Схема системы смазки дизеля Д-16 показана на рис. 34.
Работа системы смазки двигателя следующая. Масло в двигатель заливают
через маслозаливную горловину 9, выполненную в крышке люка шестерни
привода топливного насоса. Крышка маслозаливной горловины объединена с
сапуном 8.
Из заливной горловины масло проходит в полость распределительных
шестерен и оттуда стекает в поддон 6 картера. Уровень масла в поддоне
проверяют масломерной линейкой 12.
Масло из поддона засасывается вращающимися шестернями 4 насоса через
сетку маслоприемника 7. Выходящее из насоса под давлением масло по
каналам в насосе и картере поступает к внутренней трубке 5 и по ней в
фильтр 15 грубой очистки. Пройдя фильтрующий элемент фильтра грубой
очистки, основная часть масла поступает в вертикальный канал 11.
Небольшая часть масла поступает по трубке 16 из фильтра грубой очистки в
фильтр 17 гонкой очистки. Дополнительно профильтрованное масло по трубке
18 сливается в поддон.
Из фильтра грубой очистки по вертикальному каналу масло подастся к
пальцу 14 промежуточной шестерни. К подшипнику шестерни масло поступает
по каналам в пальце. По кольцевой канавке в пальце масло попадает в
канал 10 и из него к первому коренному подшипнику. Часть масла проходит
по канавке между вкладышами к наклонному каналу 2 и из него в
горизонтальный канал 1. Из этого канала масло по каналам 21 и 22
подается ко второму и третьему коренным подшипникам коленчатого вала.
От второго коренного подшипника по каналу 24 в коленчатом валу масло
попадает по внутреннюю полость коренной шейки. Из этой полости масло по
каналам 23 и 25 в щеках поступает во внутренние полости шатунных шеек,
где подвергается дополнительной очистке под действием центробежных сил,
и по каналам 26 в щенках попадает к шатунным подшипникам.
Масло, выдавливаемое из зазоров в коренных и шатунных подшипниках,
разбрызгивается вращающимися деталями двигателя и смазывает стенки
цилиндров, поршни, втулки верхних головок шатунов, толкатели, кулачки и
подшипники распределительного вала. Масло, выходящее из подшипника
промежуточной шестерни, растекаясь но шестерне, попадает на зубья
сопряженных с ней шестерен, а также разбрызгивается в картере шестерен и
смазывает подшипник шестерни привода топливного насоса.
Для улучшения смазки в шестерне привода топливного насоса (ТНВД НД 21) и
ее втулке имеются радиальные каналы, а на внутренней поверхности втулки
спиральные канавки.
Работа системы смазки клапанного механизма следующая. Вследствие того,
что полость под крышкой клапанов сообщается с впускным каналом головки,
сюда передается разрежение во время хода впуска. Под действием
разрежения под крышкой клапанов пары масла из картера двигателя Т-16
попадают по пазам во втулках толкателей и кожухи штанг и поднимаются в
полость под крышкой клапанов. Соприкасаясь с холодной поверхностью
крышек, пары масла конденсируются и масло каплями стекает со специально
отлитых приливов в отверстия коромысел клапанов и проходит к втулкам
коромысел.
Соприкасающиеся сферические поверхности штанг толкателей и
регулировочных винтов, а также бойки коромысел и стержни клапанов также
смазываются конденсатом парой масла. Избыточное количество
сконденсировавшегося масла стекает по наклонным поверхностям масляного
корыта головки к кожухам штанг и по ним в поддон.
Избыток масла, поданного насосом, преодолевая давление пружины,
открывает редукционный клапан 3, расположенный на наружной стенке
картера, и стекает в поддон картера.
В случае засорения фильтра или во время работы двигателя на холодном
масле часть его через клапан 13, расположенный в корпусе фильтра трубой
очистки, перепускается, минуя фильтры, непосредственно в магистраль.
Для проверки давления масла в магистрали служит манометр 19,
установленный на щитке приборов; масло к манометру поступает но трубке
20.
При 1600 мин-1 коленчатого вала двигателя давление в магистрали должно
быть в пределах 0,20-0,25 МПа. При работе системы смазки с давлением
ниже 0,05 МПа двигатель нужно остановить.