Трактор Т-16. Плунжерная пара топливного насоса дизеля Д-16

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Устройство, работа, характеристики и ремонт

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Трактор Т-16. Плунжерная пара топливного насоса дизеля Д-16

 

 

Топливо нагнетают под давлением к форсункам плунжерные парысостоящие из гильз 2 (рис. 21) и плунжеров 1. Конструкции плунжера обеспечивает изменение подачи топлива.
Плунжер и гильза изготовлены из легированной стали и термически обработаны. Необходимый зазор 0.002-0,003 мм между гильзой и плунжерной парой топливного насоса обеспечивается подбором их и притиркой. Поэтому их нельзя раскомплектовывать. Плунжерные пары делят в зависимости от плотности сопряжения между гильзой и плунжером на три группы. На один насос следует устанавливать плунжерные пары одной той же группы, чтобы иметь лучшую равномерность подачи топлива. 
Для уплотнения торцов гильзы и головки между ними установлена медная прокладка 6 (см. рис. 20). Гильза в головке застопорена болтом 13, входящим в паз гильзы.
Боковые отверстия А гильзы (рис. 21) сообщаются с продольными каналами головки насоса. Верхнее отверстие соединено с правым каналом головки и служат для впуска топлива в надплунжерное пространство, а нижнее служит для прохода избыточного топлива в левый канал головки.

Рис. 21: Плунжерная пара топливного насоса (2ТН-8,5x10):
1 - плунжер; 2 - гильза; 3 - поводок.


Верхняя часть плунжера имеет кольцевую канавку Д, сообщающуюся с пазом Б. Одна из сторон паза выполнена в виде винтовой поверхности с углом подъема 48?20’. В плунжере имеется осевой канал Г, сообщающийся через отверстие 5, продольный паз Б и канавку Д с перепускным отверстием гильзы.
Винтовая поверхность паза обеспечивает изменение количества подаваемого насосом топлива, соединяя надплунжерное пространство с перепускным отверстием в различные периоды времени в зависимости от положения плунжера в гильзе. Положение плунжера в гильзе изменяют путем его поворота на напрессованный на нижнем конце плунжера поводок 3. Нижний торец плунжера под действием пружины 23 (рис. 20) постоянно прижимается к регулировочному винту толкателя. Сверху на гильзе размещен нагнетательный клапан с седлом (рис. 22).

Рис. 22. Нагнетательнй клапан 1 и седло 2 (2ТН-8,5х10).


При движении плунжера вниз клапан 1 под действием пружины опускается в седло 2, отъединяя трубку высокою давления oт гильзы. Для резкой отсечки подачи топлива форсункой служит цилиндрический разгрузочный поясок под конической поверхностью клапана. Ввиду того что клапаны и седла подгоняются и притираются друг к другу, их нельзя раскомплектовывать.
Плунжерные пары и нагнетательные клапаны с седлами закреплены в головке штуцерами 3 (см. рис. 20), упирающимися через меднофибровую прокладку в бурт седла клапана. Штуцеры застопорены зажимами 2, входящими в насечки, имеющиеся па штуцерах. К верхнему резьбовому концу штуцеров при помощи накидных гаек присоединены трубки высокого давления.
Плунжеры через толкатели приводятся в движение кулачковым валиком с двумя кулачками. Поверхности кулачков цементированы и закалены. На переднем конце валика закреплена шпонкой и гайкой 27 втулка 28, на наружной поверхности которой имеются шлицы, входящие в зацепление со шлицами фланца шестерни привода насоса.

 

 

 

 

 

Трактор Т-16. Фрикцион и ролик

На заднем конце валика шпонкой закреплен фрикцион 18, состоящий из втулки и свободно установленной на ней шестерни, прижимаемой к бурту втулки пластинчатыми пружинами. Фрикцион предназначен для плавной передачи вращения валику регулятора. При резком изменении числа оборотов шестерня его проскальзывает относительно втулки.
Плунжеры приводятся в движение кулачковым валиком, воздействующим на них через толкатели. Толкатели состоят из корпуса, на который напрессована стальная гильза. Корпус имеет паз, в котором на оси вращается ролик. На торце толкателя имеется резьбовое отверстие, в которое ввернут регулировочный болт с контргайкой. Наружные поверхности корпуса и гильзы термически обработаны.
Ролик изготовлен из стали ШХ-15 и термически обработан. Регулировочным болтом, ввертывая его в толкатель или вывертывая из последнего, изменяют начало подачи топлива насосом. При ввертывании болта топливо будет подаваться позже, а при вывертывании раньше.
Трущиеся детали насоса смазываются маслом, заливаемым через отверстие в корпусе. Уровень масла определяют при помощи указателя 14.
Чтобы масло не вытекало из корпуса, во фланцах 19 и 29 имеются каркасные уплотнения.
Количество подаваемого насосом топлива изменяют при помощи репки и двух укрепленных на рейке хомутиков 12, в прорези которых входят поводки плунжеров.
Рейка установлена в отверстиях и задней и передней стенках корпуса насоса и имеет возможность перемещаться в продольном направлении. На заднем конце репки закреплен поводок, соединенный с тягой регулятора.
При движении рейки плунжеры поворачиваются в гильзах, что приводит к изменению количества подаваемого топлива. При перемещении рейки вперед количество подаваемого топлива увеличивается, а при перемещении назад - уменьшается. Количество подаваемого топлива каждой плунжерной парой изменяют перемещением хомутиков вдоль рейки.
При вращении кулачкового валика кулачки набегают на ролики толкателей, передвигают толкатели вверх и вместе с ними плунжеры. Плунжеры, поднимаясь вверх, совершают рабочий ход и нагнетают топливо в топливопровод. При движении плунжера вниз надплунжерное пространство заполняется топливом. Плунжер при движении вверх до перекрытия кромкой верхнего отверстия гильзы вытесняет топливо из надплунжерного пространства в канал головки.
После того как отверстие кромки плунжера перекроет отверстие гильзы, плунжер начнет сжимать топливо. Сжатие топлива продолжается до тех пор, пока давление топлива не превысит давления пружины, прижимающей нагнетательный клапан к седлу, и сопротивления топлива в топливопроводе высокою давления. После этого клапан откроется, топливо под давлением поступит в форсунку и из нее будет впрыскиваться в предкамеру двигателя
Как только кромка винтовой поверхности продольного паза плунжера откроет нижнее отверстие в гильзе, из надплунжерного пространства через канал, продольный паз и отверстие в гильзе топливо начнет поступать в головку и впрыск его через форсунку прекратится. При этом давление топлива в надплунжерном пространстве снизится и нагнетателыный клапан под действием пружины опустится на седло. Часть топлива из топливопровода высокого давления в это время отсасывается разгрузочным пояском клапана, вследствие чего снижается давление в форсунке и ее игла опускается, резко прекращая подачу топлива. Этим устраняется подтекание топлива из распылителя форсунки.
В зависимости oт угла поворота плунжера нижнее перепускное отверстие в гильзе перекрывается кромкой винтовой поверхности паза плунжера позднее или ранее. Вследствие этого изменяется продолжительность нагнетания и количество подаваемого через форсунку топлива.

 

 

 

Подкачивающий топливный насос плунжерного типа служит для подачи топлива под давлением 0,17 МПа в топливный фильтр и из него в головку топливного насоса. Насос закреплен тремя шпильками па площадке боковой стенки корпуса ТНВД и приводится в действие кулачком валика насоса (рассмотрен ниже).
Во время работы шасси Т-16 изменяется нагрузка, которую необходимо преодолевать двигателю. Вследствие этого мощность, развиваемая двигателем также должна изменяться.
Мощность двигателя при сохранении нормального процесса сгорания можно уменьшать или увеличивать, изменяя количество вспрыскиваемого в цилиндры топлива. Количество подаваемою топлива, как было указано выше, изменяется при перемещении рейки подкачивающего топливного насоса, на которую воздействует всережимный центробежный регулятор. Таким образом, регулятор поддерживает режимы работы двигателя, заданные оператором.

 

Регулятор топливного насоса

Регулятор топливного насоса состоит из корпуса 19 (рис. 23), валика 4, тяги 9, вилки 20, крестовины 10, двойной спиральной пружины 27, призмы 24, валика 26, грузиков 13, муфты 14, наружной 15 и внутренней 16 пружин и подшипников 6, 11 и 12. Корпус регулятора отлит из серою чугуна.

Рис. 23. Регулятор топливного насоса ТНВД 2ТН-8,5х10:
1 - пробка; 2 - болт; З - гайка; 4 - валик регулятора; 5 - стакан подшипника; 6,11 и 12 - подшипник; 7 - ось; 8 - крышка; 9 - тяга; 10 - крестовина; 13 - грузик; 14 - муфта; 15 - наружная пружина; 16 - внутренняя пружина; 17 - седло; 18 - рычаг; 19 - корпус; 20 - вилка; 21 - кнопка обогатителя; 22 - пружина; 23 - стопор призмы; 24 - призма; 25 - кронштейн вилки; 26 - валик; 27 - пружина; 28 - винт; 29 - шпилька; 31 - регулировочный болт; 32 - шайба.



Валик регулятора топливного насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Задний подшипник напрессован на конец валика регулятора, а его наружное кольцо спрессовано в стакан, прикрепленный четырьмя болтами к корпусу регулятора. Передний подшипник установлен па ступице крестовины 10, насаженной на шлицы валика регулятора. Наружное кольцо подшипника вставлено в гнездо, прикрепленное к корпусу болтами.
В проушины крестовины входят хвостовики двух грузиков 13, качающихся на осях, вставленных в отверстия крестовины. Вращение валику регулятора передастся через ведомую шестерню от кулачковою валика ТНВД. При вращении валика вместе с крестовиной грузики под действием центробежных сил расходятся и нажимают на упорный шарикоподшипник 12 и муфту 14, перемещая их вдоль валика. В паз муфты входят штыри вилки 20.
В расточку стакана подшипника входит седло 17, надетое на задний коней валика. Между седлом и муфтой на валике помешены наружная 15 и внутренняя 16 пружины. Наружная пружина предварительно натянута, а внутренняя установлена свободно.
Рейка ТНВД приводится в движение при помощи рычажного механизма регулятора. В отверстиях корпуса регулятора установлен валик 26, на котором закреплен кронштейн 25 вилки. Кронштейн соединен с валиком при помощи втулки с пластиной, закрепленной на валике, и двойной спиральной пружины 27.
Пластина и выступающие концы пружины охватывают кронштейн. К выступающим концам кронштейна посредством оси присоединена вилка 20, которой через муфту передается движение грузиков. Верхняя часть вилки осью 7 соединена с тягой 9, шарнирно связанной с поводком рейки топливного насоса. В тягу ввернут винт с контргайкой, которым регулируют насос на максимальную подачу топлива.

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..