Трактор Т-16. Топливный насос ТНВД НД-21 дизеля Д-16

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Устройство, работа, характеристики и ремонт

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Трактор Т-16. Топливный насос ТНВД НД-21 дизеля Д-16

 

На дизеле Д-21Д установлен одноплунжерный топливный насос высокого давления (ТНВД) типа НД21/2-4. Привод насоса осуществляется от шестерен распределения через шестерню привода насоса и муфту, установленную на шлицевой втулке. Топливный насос с регулятором частоты вращения коленчатого вала дизеля обеспечивает подачу топлива через форсунки в камеры сгорания под высоким давлением в определенный момент строго дозированными порциями
Корпус 4 (рис. 27) ТНВД НД-21 неразъемный, трехполостной: в одной полости насосная секция, во второй регулятор с механизмом управления, в третьей (нижней) привод. Режим работы двигателя устанавливаемся поворотом рычага 3 связанного через пружину регулятора и рычажную систему с дозатором.

Рис. 27. Общий вид ТНВД НД 21/2-4:
1 - фланец установочный; 2 - втулка шлицевая; 3 - рычаг управления; 4 - корпус насоса; 5 - секция высокого давления; 6 - пробка заливного отверстия с сапуном; 7 винт "стоп"; 8 - винт максимальных оборотов; 9 - корректор; 10 - насос ручной прокачки топлива; 11 - насос топливоподкачивающий; 12 - пробка контрольною отверстия; 13 - пробка отверстия для слива масла.


Насосная секция трактора Т-16 состоит из втулки 9 (рис. 28) плунжера, выполненной вместе с распределительной головкой, штуцеров 1 трубок высокого давления с нагнетательными 4 и обратными (разгрузочными) 5 клапанами, плунжера 10 с дозатором 11 и зубчатой втулки, вращающей плунжер во время работы, возвратной пружины.
Втулка плунжера имеет центральный рабочий канал, окно для дозатора, впускные отверстия и распределительные каналы 5, а плунжер - центральный осевой канал, распределительные отверстия Е и перепускной (отсечной) канал О.

Рис. 28. Схема действия нагнетательной секции ТНВД НД 21/2-4:
а - заполнение втулки топливом; б - начало подачи топлива; в - конец подачи топлива и разгрузка топливопровода высокого давления; 1 - штуцер; 2 - упор; 3 - пружина нагнетательного клапана; 4 и 5 - нагнетательный и разгрузочный клапаны; 6 - пружина разгрузочного клапана; 7 - седло нагнетательного клапана; 8 - пробка; 9 - втулка плунжера; 10 - плунжер; 11 - дозатор; 12 - толкатель; 13 - кулачек; А - рабочий канал; Б - окно; В - впускное отверстие; Г - распределительньй канал втулки плунжера; Д — центральный канал; Е - распределительное отверстие; О - перепускной (отсечной) канал плунжера; Ж - жиклер.


Плунжер в нижней части имеет вид квадрата, на который надета зубчатая втулка 11. Нагнетательный ход плунжера совершается под давлением кулачка, всасывающий под действием пружины. Одновременно с поступательным движением плунжер вращается, приводимый от кулачкового вала через пару конических шестерен.

 

 

 

 

Трактор Т-16. Принцип действия ТНВД НД-21

Когда толкатель сбегает с кулачка (рис. 28, а), плунжер под действием пружины двигается вниз, создавая разрежение в и ад плунжерной полости втулки. С момента открытия кромкой плунжера впускного отверстия рабочий канал втулки заполняется топливом. При движении плунжера вверх (рис. 28, б) под действием кулачка топливо вытесняется обратно во впускной канал до тех пор, пока кромка плунжера его не перекроет. В момент перекрытия впускных отверстий распределительное отверстие Е с пазом соединяет центральный канал плунжера с распределительным каналом Г втулки. Под давлением, образующимся вследствие дальнейшего подъема плунжера, топливо подается к форсунке. Это происходит до тех пор, пока перепускной (отсечной) канал плунжера О не выйдет из дозатора 11 (рис. 28, в), перепуская топливо в полость низкого давления (и его подача к форсунке прекращается). Чем выше установлен дозатор, тем большая доза топлива подается, так как позже наступает отсечка.
В штуцерах головки насоса Т-16 размещены нагнетательный 3 (рис. 29, а) и обратный 5 клапаны, действующие следующим образом.

Рис. 29. Схема действия нагнетательного и обратного клапанов ТНВД НД 21/2-4:
а - при отсутствии подачи; б - во время подачи в форсунки; в - в момент отсечки подачи топлива; г - при разгрузке топливопровода высокого давления; 1 - штуцер; 2 - пружина нагнетательного клапана; 3 - нагнетательный клапан; 4 - седло нагнетательного клапана; 5 - обратный клапан; 6 - пружина обратного клапана.


При отсутствии подачи топлива к форсунке нагнетательный клапан 3 прижат пружиной 2 к седлу 4, а обратный 5 - пружиной 6 к нагнетательному, и перекрывает его калиброванное отверстие.
Под давлением топлива клапаны поднимаются вместе и пропускают его к форсунке (рис. 29, б).
В момент начала перепуска топлива (рис. 29, в) клапаны опускаются, так как давление, создаваемое пружиной нагнетательного клапана сверху, становится больше давления топлива на нагнетательный клапан снизу, разъединяя распределительный канал втулки топливопровода высокого давления.
Под действием разности давлений в топливопроводе и под клапанами обратный клапан отходит от нагнетательного (рис. 29, г) и часть топлива перепускается через калиброванное отверстие нагнетательного клапана. Этим достигается разгрузка топливопровода от высокого давления, что обеспечивает четкость прекращения впрыска форсункой.
Приводной вал насоса вращается в двух шариковых подшипниках. Механизм привода, унифицированный с таким же механизмом насоса УТН-5, представляет собой шлицевую втулку со шлицевой шайбой и приводной шестерней.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..