Масло, поступающее по трубке 16 из масляного насоса двигателя в
отстойник фильтра, проходит через щели между фильтрующими пластинами в
элемент 7 и из него через отверстие в корпусе фильтра в масляную
магистраль двигателя. Часть масла из фильтра грубой очистки масла
поступает по трубке в фильтр тонкой очистки масла.
Для удаления отложений с фильтрующих пластин служат очищающие пластины
12, собранные на стержне 13, имеющем квадратное сечение. Стержень этих
пластин неподвижен. При вращении центрального валика вместе с набором
фильтруют их пластин за рукоятку 5 очищающие пластины, расположенные в
щелях между фильтрующими пластинами, удаляют из щелей отложения.
Для слива загрязненного масла из отстойника фильтра грубой очистки масла
в нем имеется сливное отверстие, закрытое пробкой 10. Фильтр грубой
очистки масла закреплен па картере двигателя четырьмя болтами. Для
уплотнения стыка между фланцем корпуса фильтра и картером установлена
картонная прокладка 1.
Весь поток масла отмасляного
насоса трактораТ-16
проходит черезфильтр
грубой очистки масла. Для предупреждения прекращения подачи
масла к подшипникам из-за засорения фильтрующею элемента в корпусе
фильтра установлен редукционный клапан 3 шарикового типа. При
загрязнении фильтрующего элемента и повышении его сопротивления клапан
открывается и масло, минуя фильтр, проходит в магистраль.
Пружину клапана не регулируют.
Фильтр тонкой очистки масла расположен на левой нижней стороне картерадвигателя
Т-16. Фильтр подобен фильтру тонкой очистки масла автомобиля
"Москвич", отличается только конфигурацией кронштейна крепления фильтра
к двигателю.
Основными частямифильтра
тонкой очистки маслаявляются:
цилиндрический корпус и фильтрующий элемент. Внутри корпуса 12 (рис. 37)
к его сферическому днищу приварена нейтральная трубка 11, в верхней част
которой имеется отверстие 10. Нижний конец трубки выполнен в виде
штуцера 16, к которому присоединяют сливную трубку. На верхнем конце
центральной трубки нарезана резьба для навинчивания специальной гайки 1,
скрепляющей детали фильтра.
Крышка 3, прижимаемая гайкой 1 к корпусу, герметически закрывает фильтр
и одновременно прижимает фильтрующий элемент к пружине 14. Между крышкой
и корпусом установлена паронитовая прокладка 5, а под головкой гайки -
медная шайба 2.
В днище корпуса фильтра имеется отверстие для слива отстоя, закрытое
пробкой 15.
В корпусе фильтра на центральной трубке 11 размещен фильтрующий элемент
ДАСФО-3, состоящий из набора картонных пластин 9 и прокладок и имеющих в
средней части вырезы. Комплект пластин и прокладок заключен между
металлическим дном 13 и крышкой 7, стянутыми стяжками 6.
В центре дна и крышки имеются отверстия, снабженные картонными
уплотнениями 4, плотно обжимающими центральную трубку и предотвращающими
проникновение грязного масла в центральную полость фильтрующего
элемента.
Фильтр крепят на двигателе двумя ботами 18, которые стопорят пружинными
шайбам.
Фильтр работает следующим образом. Масло, поступающее в корпус фильтра
по наружной трубке 17, проходит через зазоры между прокладками и
пластинами но внутренние оттеки фильтра, Проходя между плотно сжатыми
прокладками и пластинами, масло попадает в каналы, соединенные с
центральной полостью элемента. Находящаяся в масле грязь частично
оседает во внутренних отсеках и, кроме того, задерживается при проходе
масла сквозь пористый материал пластин и прокладок. Очищенное масло
через отверстие 10 попадает в центральную, трубку и стекает в поддон
картера по сливной трубке.