|
|
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
Конструкции тракторных газотурбинных двигателей - часть 1
Основными из них являются легкий пуск при низких
температурах (в течение 1—1,5 мин без подогрева при—25°С), сокращенные
трудоемкости технического обслуживания (на 25—47%) и снижение стоимости
капитального ремонта (на 23—65%), меньшие значения массы (в 1,8—2,5
раза) и габаритов (в 1,4—1,6 раза). Важными достоинствами таких
двигателей являются многотопливность без существенной переделки систем,
меньший выброс токсичных компонентов (в 3-5 раз), снижение уровней
вибрации и шума, хорошая приспособленность к внешним нагрузкам
(благодаря благоприятной характеристике), сокращение в 4—5 раз
номенклатуры деталей [44, 73, 91,95—98]. Один из существенных
недостатков ГТД — их низкая топливная экономичность — практически
устранен; лучшие образцы автотракторных ГТД мощностью 260—440 кВт имеют
удельный расход топлива 210— 250 г/кВт-ч. Успешно решается вопрос о
снижении его до 200 г/кВт-ч. На повестке дня стоит повышение их
эксплуатационной надежности и долговечности. Основным путем, ведущим к
росту их экономичности, является применение керамических материалов,
повышение начальной температуры газа до 1350...1370°С, увеличение
степеней повышения давления (лк) до 5,5—8 и регенерации до 0,9.
Моторесурс ГТД практически доведен до 10 000 моточасов.
Рис. 3.1. Схема ступени осевой турбины ГТД и
планы скоростей:
турбины вращаются с окружной скоростью и, поэтому
относительная входная скорость W1 газа будет равна геометрической
разности абсолютной С1 и окружной u1. Величину
и направление относительной скорости W1 находят из показанного на рис.
3.1 плана скоростей на входе в рабочие лопатки. Вектор входной скорости
W1 образует с плоскостью вращения угол В. Уменьшение давления и
температуры в межлопаточном канале приводит к росту относительной
скорости W1 до W2. Величину и характеризуемое углом а2 направление
абсолютной выходной скорости С2, являющейся геометрической разностью
относительной скорости W2 и окружной u2,
определяют из треугольника скоростей на выходе. Действующая на лопатки
центробежная сила создается вследствие поворота газового потока в
межлопаточном канале. Такое воздействие потока на лопатки называют
активным. Чем больше значения относительной скорости и угла поворота
(чем меньше углы и р2), тем сильнее активное действие на лопатки потока.
Расширение последнего в межлопаточном канале способствует появлению
дополнительной реактивной силы. Указанное воздействие потока называют
реактивным. Активное и реактивное воздействия суммируются, в результате
чего и создается вращающий момент на валу турбин. Те из них, у которых
газ в межлопаточном канале не расширяется (его относительная скорость не
меняется) и поток действует исключительно на лопатки, получили название
активных. Турбины, у которых поток оказывает на рабочие лопатки активное
и реактивное (за счет расширения газа не только в сопловом аппарате, но
и в рабочих лопатках) действие, называют реактивными. У них потери
меньше и, следовательно, выше КПД. Поэтому современные газовые турбины,
как правило, являются реактивными. скорости исходной является выходная скорость потока
предыдущей ступени. Турбины со ступенями скорости имеют более низкий
КПД, чем турбины со ступенями давления. Поэтому их применение ограничено
(как правило, турбинами вспомогательного назначения). С целью повышения
долговечности лопатки сопловых аппаратов высокотемпературных ГТД иногда
выполняют пустотелыми, обеспечивая возможность циркуляции по каналам
охлаждающего воздуха. Рабочие лопатки охлаждаются в основном отводом
тепла в диск. на общем валу турбины и компрессора мощность
увеличивается, а Удельный расход топлива снижается.
Рис. 3.2. Схемы двухступенчатых турбин с реактивными ступенями давления (а) и со ступенями скорости (б) (1—2)
Рис. 3.4. Структурные схемы автотракторных ГТД:
Рис. 3.5. Характеристика одновального ГТД в относительных параметрах:
Рис. 3.6. Принципиальные схемы одновальных автотракторных ГТД:
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
|
|
|