Системы электрооборудования мощных тракторов К-701 Кировец

  Главная      Учебники - Трактора     Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения (Л.Е. Агеев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

2.7.

Системы электрооборудования мощных тракторов К-701 Кировец



Система электрооборудования рассматриваемых тракторов однопроводная; минусовые клеммы источников электроэнергии и потребителей соединены с «массой» трактора. У тракторов К-701 напряжение в сети смешанное: 12 и 24 В; 24-вольтовые цепи у трактора К-701 имеют стартер и электродвигатель маслозакачивающего агрегата. Источниками электроэнергии служат генераторы переменного тока со

встроенным в крышку кремниевым выпрямителем, работающий совместно с реле-регулятором, и аккумуляторные батареи (две 12-воль-товые 6СТ-182ЭМС или 6СТ-182ЭРС); каждая батарея состоит из шести 2-вольтовых элементов, соединенных последовательно. При работе трактора батареи соединяются параллельно, а при пуске — последовательно. Основными потребителями электроэнергии являются электродвигатели привода маслозакачивающего агрегата, отопителя вентилятора кабины, нагнетателя системы обогрева, вентилятора водителя; свеча накаливания; контрольно-измерительные приборы; стартер; система освещения и сигнализации; спираль подогрева топлива.

Рассмотрим наиболее важные элементы системы электрооборудования. В частности, реле-регулятор РР385-Б служит для автоматического поддержания напряжения в электросети в пределах 13,5—14,7 В летом и 14,2—15,5 В зимой, независимо от частоты вращения генератора. Указанные значения напряжений необходимы для обеспечения нормального зарядного режима аккумуляторов и нормальной работы потребителей.

 

 

 

 

Рис. 2.60. Схема реле-регулятора:
В, Ш — клеммы; PH — регулятор направления; РЗ — реле защиты; Т — транзистор; Д1, Д2 —диоды; R1 — R6 — сопротивления; ППР — переключатель посезонной регулировки

 

 

 

 

Рис. 2.61. Принципиальная электрическая схема реле-регулятора

 

 

Реле-регулятор, схема которого приведена на рис. 2.60, имеет реле защиты транзистора РЗ и регулятор напряжения PH. Последний состоит из транзистора Т, резисторов R1—R6, электромагнитного реле PH, диодов Д1 и Д2.

Электромагнитное реле PH, как показано на схеме рис. 2.61, имеет переключающие контакты РН1 и РН2. Регулирование тока возбуждения генератора осуществляется транзистором, режимом которого управляет реле PH. В средней части Ш-образного корпуса реле PH имеется обмотка, которая вместе с противодействующей пружиной является чувствительным элементом регулятора напряжения. Нормально разомкнутые контакты РН1, включенные между плюсовой клеммой реле-регулятора (клемма В) и базой, управляют транзистором. Напряжение на контактах РН1 и реле составляет 1,5—2,5 В, что исключает их износ и подгорание. Реле защиты РЗ, установленное в цепи обмотки возбуждения генератора, защищает транзистор от коротких замыканий. Оно представляет собой электромагнитное реле с одной обмоткой реле РЗ и парой нормально раломкнутых контактов, параллельных контактам РН1. Устройство посезонной регулировки реле-регулятора состоит из резистора и переключателя ППР. С помощью последнего производится подлючение и отключение резистора R6 в цепи обмотки реле PH. Он имеет два положения: Л — «лето» и 3 — «зима» (указанные обозначения нанесены на корпусе реле-регулятора рядом с переключателем ППР). В положении Л величина регулируемого напряжения на 0,7—1,2 В ниже, чем в положении 3.

При малой частоте вращения коленчатого вала дизеля (а значит, и генератора) обмотка реле PH питается от аккумулятора и создает электромагнитное усилие, недостаточное для преодоления противодействия пружины; якорь регулятора напряжения не притянут. Контакты РН1 разомкнуты, а контакты PH2 замкнуты. При этом транзистор Т открыт, так как его база соединена с «массой» (с «минусом» аккумуляторных батарей) через резистор R2. Следовательно, через обмотку возбуждения генератора будет протекать ток по цепи: клемма В — диод Д1 — транзистор Т — клемма Ш — обмотка возбуждения генератора — «масса» реле-регулятора. Поскольку обмотка реле РЗ с обмоткой возбуждения генератора соединена последовательно, контакты реле защиты транзистора остаются разомкнутыми. При установлении на клемме В регулируемого напряжения под действием возросшего в обмотке реле PH тока его якорь притягивается к сердечнику; контакты РН1 замыкаются, а контакты РН2 размыкаются. В этом случае транзистор Т закрывается, так как база его соединяется контактами РН1 с «плюсом». Ток возбуждения генератора пойдет по цепи: клемма В — диод Д1 — резисторы R3 и R4 — клемма Ш — обмотка возбуждения генератора — «масса». Ток возбуждения и напряжение генератора резко уменьшатся, якорь снова отойдет от сердечника, контакты РН1 разомкнутся, транзистор вновь откроется, и описанный выше процесс повторится снова. При этом контакты РН2 регулятора напряжения остаются разомкнутыми.

Таким образом, при нормальной работе регулятора напряжения цепь обмотки реле защиты разомкнута. Включенный в цепь возбуждения

 

генератора гасящий диод Д2 предотвращает пробой транзистора. Генератор не будет работать при замыкании на «массу» клеммы 111 реле-регулятора или провода, соединяющего эту клемму с клеммой обмотки его возбуждения. Якорь реле-регулятора напряжения PH отходит от сердечника, и контактыРН2 размыкаются, так как обмотка его в этот момент будет питаться от аккумуляторной батареи, у которой напряжение ниже. Обмотка реле защиты при замкнутых контактах РН2 оказывается под полным напряжением аккумуляторных батарей. Реле защиты срабатывает, его контакты замыкаются, и от аккумуляторных батарей на базу транзистора попадает положительный потенциал. Транзистор «запирается», и ток прекращается. После устранения короткого замыкания обмотка реле защиты транзистора вновь соединяется последовательно с обмоткой возбуждения генератора.

Переключатель ВКЗО-Б, изображенный на рис. 2.62, служит для переключения аккумуляторных батарей с параллельного (12 В) на последовательное (24 В) питание стартера и электродвигателя привода маслозакачивающего насоса. Он имеет контактную коробку 2 с выводными клеммами 1 для присоединения проводов, электромагнит 6 с подвижным сердечником 7, контакты 9, подвижные контакты дисков (главного 4 и дополнительного 5), главные контакты 3 и дополнительные 8, клемму 10, реле включения стартера PC, клеммы 11 (+Б2 и —М). К клеммам +Б1, +Б2, —Б2, PC, —М на торце переключателя подключаются соответственно следующие провода: от плюсовой клеммы левой аккумуляторной батареи и от клеммы «минус» указателя тока; от клеммы стартера, которая в свою очередь соединена с клеммой «плюс» правой аккумуляторной батареи; от минусовой клеммы правой аккумуляторной батареи; от обмотки электродвигателя маслозакачивающего агрегата и клеммы реле включения стартера; от клеммы выключателя «массы». На боковой поверхности переключателя имеются две клеммы обмотки электромагнита, к которым подводятся провода от трактора и кнопки включения переключателя ВКЗО-Б.

 

 

Рис. 2.62. Переключатель аккумуляторных батарей ВКЗО-Б

 

 



Электрическая схема включения стартера представлена на рис. 2.63. Включатель «массы» К2, срабатывая при нажатии кнопки S1, соединяет минусовые клеммы аккумуляторных батарей с корпусом трактора, о чем сигнализирует лампочка Н. При нажатии кнопки S2 для запуска дизеля питание подается на обмотку переключателя аккумуляторных двигателей Kl. Батареи GB1 и GB2 с параллельного соединения переключаются на последовательное; одновременно с клеммы PC через замкнутые контакты переключателя 1(1 питание подается на электродвигатель М2 маслозакачивающего агрегата. При достижении в системе смазки дизеля давления 0,15 МПа запускают стартер Ml, для чего, не снимая усилия с кнопки S2, переключают включатель В1, имеющий фиксированное включенное положение. Через замкнутые контакты В1 питается обмотка реле КЗ. Контакты последнего замыкаются, и питание подается на втягивающие и удерживающие обмотки электромзгнитного реле стартера. При втягивании сердечника этого реле шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика дизеля, а контакты замыкаются, соединяя плюсовую клемму правой аккумуляторной батареи (напряжение 24 В) с обмот-ками электродвигателя стартера. Таким образом, осуществляется запуск дизеля при выключенном режиме. При включенном режиме его запуск предотвращает имеющаяся в схеме включения стартера блокировка в виде выключателя S3. Для гашения э. д. с. самоиндукции обмотки тягового реле служит диод V. В схеме предусмотрены предохранители FI, F2 и F3, а также указатель тока РА с выводом 1, соединяемый с плюсовой клеммой генератора.

Для отключения аккумуляторных батарей от «массы» служит выключатель массы ВК861 с дистанционным управлением (рис. 2.64), который работает от установленной на щитке приборов кнопки. В верхней части его корпуса установлен электромагнит 7, сердечник которого вместе со штоком 6 отводится пружиной 5 в верхнее крайнее положение. В нижней части корпуса на основании 3 установлен запорный механизм, состоящий из нажимной пластины 9, стержня 2, упора 8 и пружины 4. Жестко соединенное со стержнем 2 подвижное контактное устройство приводится в движение с помощью штока 6 электромагнита 7. При подаче тока на электромагнит сердечник, преодолевая усилие пружины, через нажимную пластину 9 давит на стержень 2, передвигая его вниз. При переходе через перемычку 10 основания 3 упор 8 под воздействием пружины 4 выдвигается и контакты 11 и 12 фиксируются во включенном состоянии. Первыми замыкаются дополнительные контакты 12, а при дальнейшем нажатии сердечника электромагнита 7 на стержень 2 входят в соединение с неподвижными и основные подвижные контакты 11. При этом минусовые клеммы батарей соединяются с «массой» трактора, так как к одной из клемм 13 подходит провод 0 от «минуса» батарей, а другая сое-динена медной перемычкой «массой» трактора. При выключении вторично запитывают током обмотку электромагнита 7. При этом шток 6 будет давить на нажимную пластину 9, последняя своей закругленной частью нажмет на упор 8 и освободит его. По; воздействием пружин стержень 2 вместе с подвижным контактным устройством займет крайнее верхнее положение. В этом случае контакта включателя будут разомкну ты (сначала основные 11, затем дополнительные искрогасящие 12). Выключатель массы имеет подвижный шток 1.

На тракторе К-701 установлен звуковой электрический сигнал С311 постоянного тока (на облицовке слева под капотом).

Все узлы электрооборудования соединяются проводкой марки ПГВА сечением от 1 до 2,5 мм2. На концах каждого провода предусмотрены поли-хлорвиниловые трубки с номерами, соответствующими номерам данного провода по схеме.

 

 

 

 

 

Рис. 2.63. Электрическая схема включения стартера

 

 

 

Рис. 2.64. Выключатель массы

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..