В ведущих капиталистических странах
преимущественное распространение получили колесные сельскохозяйственные
тракторы, на долю которых приходится от 85 до 99% общего выпуска этих
машин в разных странах. Однако проблемы уплотнения почвы и баланса
топлива заставляют уделять внимание и гусеничным тракторам. Несмотря на
интенсивные поиски новых схем, существующие компоновки колесных
тракторов сохраняют доминирующее положение в промышленном производстве;
известны только отдельные случаи дополнения их принципиально новыми
компоновочными решениями. Стремление к повышению тяговых показателей
тракторов обусловливается также совмещением операций и комбинированием
почвообрабатывающих машин. Требованиям агрегатирования с этими машинами
удовлетворяют тракторы высоких тяговых классов, в том числе и с
одинаковыми ведущими колесами. Отмечается тенденция к росту числа
передач в сверхмощных тракторах до 16—20. С 1976 г. появились
тракторы-гиганты мощностью от 332 кВт и выше, образцы
сельскохозяйственных тракторов мощностью 440 кВт («Анхор Бой») и
секционный трактор мощностью 477 кВт («Пантер Твин ST-650) фирмы «Стайгер».
Эта же фирма проводит работы по созданию секционного
сельскохозяйственного трактора мощностью 736 кВт. Конструкции
сверхмощных тракторов развиваются в основном в двух направлениях [56]:
компоновка с четырьмя одинаковыми ведущими колесами и шарнирной рамой
(модели 450С, КТ-450, «Анхор Бой») и компоновка сочлененного трактора,
составленного из двух или нескольких энергетических секций (модели
«Пантер Твин» 8Т-650, «Раба-500,0»). Разновидностью последнего
направления являются двухдвигательные тракторы с автономными приводами
переднего и заднего мостов, создаваемые по принципу единой конструкции и
компоновки с четырьмя одинаковыми ведущими колесами и шарнирной рамой.
Предусматривается применение сдвоенных и даже строенных шин. Остановимся
кратко на некоторых зарубежных сверхмощных сельскохозяйственных
тракторах.
Трактор модели 450С фирмы «Копеленд» имеет дизель мощностью 332 кВт. Его
трансмиссия с переключением передач под нагрузкой обеспечивает при
использовании двухступенчатого диапазонного редуктора 12 передач
переднего и 2 передачи заднего хода. Диапазон скоростей 2,88—39 км/ч.
Двигатель, трансмиссия, раздаточные коробки и редукторы скомпонованы в
едином блоке. Трактор имеет блокировку дифференциалов; в нем установлены
шарнирно сочлененная рама и дисковый трансмиссионный тормоз с
гидроуправлением; максимальный момент торможения достигает 135 кН -м.
Его кабина оборудована кондиционером, стереомагнитофоном, цветным
телевизором; в ней также находится холодильник. Сиденья имеют
амортизаторы. Сиденье оператора поворачивается на угол 360°, сиденье
пассажира
откидное. На тракторе использована
электрогидравлическая система управления орудиями; в нем предусмотрена
сигнализация о достижении критических значений параметров. Рулевая
колонка телескопическая с переменным углом наклона. Масса трактора 19,5
т.
Трактор «Анхор Бой» той же фирмы с двигателем мощностью 440 кВт, который
изображен на рис. 2.78, имеет в трансмиссии двухтурбинный
гидротрансформатор, 6-скоростную коробку передач и мосты. В нем нашли
применение сдвоенные шины. Трактор обычно используется для работы с
12-корпусным плугом (ширина захвата одного корпуса 560 мм).
Модель КТ-450 фирмы «Назерн», показанная на рис.
2.79, имеет двигатель мощностью 331 кВт. В ней в качестве трансмиссии
используются 13-скоростная коробка передач, мосты, карданные передачи,
муфта сцепления, раздаточная коробка. Масса модуля составляет около 19,5
т.
Модель «Пантер Твин» ST-650 фирмы «Стайгер» представлена на рис. 2.80.
Она представляет собой вариант тягового средства, состоящего из двух
секций суммарной мощностью 477 кВт. Каждая из послед-них в свою очередь
представляет собой серийный трактор ST-325 мощностью 240 кВт с
отсоединенным задним мостом. Секции соединяются попарно при помощи
шарнира. Масса трактора 16 т.
Венгерским предприятием RABA-VAGOH был предложен более удачный вариант
секционного сочленения изображенного на рис. 2.81 трактора из двух
секций по 180 кВт каждая. Кабина расположена в конце первой секции, что
обеспечивает удовлетворительный обзор. Каждый из двигателей обеспечивает
работу ведущего моста. Трактор оборудован гидродинамическим
трансформатором. Его масса составляет 16 т.
Трактор «Лелу-Мультиповер-420», показанный на рис. 2.82, имеет два
двигателя мощностью по 155 кВт; каждый из них приводит свой мост.
Трансмиссионная связь между последними отсутствует. На вре-мя легких
работ любой из двигателей может быть отключен. При работе на ВОМ. один
двигатель может являться силовой установкой трактора, а другой
использоваться для привода сельскохозяйственных машин. Передние и задние
строенные шины одинаковы.
Представляет интерес изображенный на рис. 2.83 трактор фирмы «Версатайл»
(США) с двигателем мощностью 442 кВт. Он имеет четыре ведущих моста и
восемь ведущих колес. На тракторе установлен телемонитор, позволяющий
водителю на экране телевизора наблюдать за работой прицепных орудий.
Известен также трехсекционный трактор, предложенный фирмой «Стайгер
Трактор» (США). У этого трактора, который изображен на рис. 2.84, первая
секция вынесена вперед, а вторая и третья расположены симметрично позади
нее. Каждая секция имеет собственный двигатель и ведущую ось с двумя
колесами, оснащенными широкопрофильными шинами одинакового размера. В
корпусе между каждым двигателем и ведущей осью размещены узлы
трансмиссии с дифференциалом полуосей. На первой из них установлена
кабина с органами управления. Тросы размещены в трубке управления
двигателями. Вторая и третья секции трактора соединены между собой
посредством двух поперечных балок. Средняя часть передней балки снабжена
вилкой, связанной вертикальным шарниром с рамой первой секции и со
штоками гидроцилиндров, закрепленных на раме той же секции.
Проблемы реализации большой мощности тракторов решаются путем создания
дополнительных двигателей на агрегатируемых сельскохозяйственных машинах
и орудиях. Речь идет о мобильных энергетических средствах, одно из
которых показано на рис. 2.85. Они состоят из энергетического 1 и
технологического 2 модулей.
Секции технологического модуля снабжены ведущими
колесами 3, установленными на их рамах, обладающих возможностью
фиксированного поворота на 180° в вертикальных шарнирах 4. В рабочем
положении ведущие колеса технологического модуля расположены параллельно
аналогичным колесам трактора, а при его транспортном . положении боковые
секции технологического модуля совместно с ведущими колесами
поворачиваются относительно центральной секции на 90° и закрепляются
параллельно продольной оси трактора.
Анализ показывает, что рост энергонасыщенности сельскохозяйственных
тракторов будет продолжаться и дальше. В связи с этим возникают
различного рода проблемы, в том числе и проблема недопустимого роста
габаритов и массы современных двигателей и механических трансмиссий.
Поэтому не снимается с повестки дня и вопрос о типе * двигателя, его
характеристиках и массово-габаритных показателях. Актуальность этой
проблемы повышается в связи с открывающейся возможностью широкого
использования в сельском хозяйстве так называемых альтернативных топлив.
Перспективы работы современных поршневых двигателей на таких топливах
пока проблематичны. Все более важными становятся вопросы надежности
энергетических установок сверхмощных тракторов, а также реализации
требований экологии и эргономики. В нашей стране, а также за рубежом
ведутся работы по созданию различных типов двигателей, в том числе и
газотурбинных, которые уже нашли применение на тракторах.