Особенности конструкции систем навесного и
дополнительного оборудования тракторов К-701 Кировец
На тракторах К-701 применяется раздельно-агрегатная система навесного
оборудования с гидроцилиндрами двухстороннего действия [87]. Она
позволяет управлять навесным устройством трактора, а также рабочими
органами навесных, полунавесных и прицепных машин и орудий. Ее
составляющими являются гидравлическая система управления навесным
устройством и исполнительными механизмами агрегатируемых с трактором
машин и собственно навесное устройство.
Гидравлическая система управления навесным устройством схематически
представлена на рис. 2.56. В ее состав входят гидронасос 2, гидробак 1,
гидрораспределитель 3, запорные устройства 4, гидроцилиндры 5,
замедлительный клапан 6, корпус 7 клапана, шайба 8 и гидроприводы.
Гидронасос высокого давления НШ-67-Л установлен на картере редуктора
привода насосов. Всасывающим гидропроводом 1 он соединен с гидробаком, а
нагнетательным II —с установленным на постаменте под полом кабины
гидрораспределителем. Последний сливным гидропроводом связан с
гидробаком. Рукоятки управления системой выведены в кабину. На задней
полураме расположены два гидроцилиндра двухстороннего действия; они
взаимозаменяемы с гидроцилиндрами, используемыми в гидросистеме
управления поворотом. Запорные устройства установлены под гидробаком на
гидропроводах, которые служат для подсоединения гидрошлангов, идущих к
исполнительным гидроцилиндрам машин и орудий. В гидросистему входят
гидрошланги и разрывные муфты. Габаритные размеры, конструкция и
присоединительные места насоса и гидроцилиндров аналогичны применяемым в
гидросистеме управления поворотом. В гидро-проводе, подводящем масло в
полость гидроцилиндра (/), установлен клапан для замедления опускания
груза.
Трехзолотниковый четырехпозиционный гидрораспределитель с фиксацией
золотников с помощью механического фиксатора в позициях «Подъем»,
«Опускание принудительное», «Плавающая» изображен на рис. 2.57. Он
служит для направления потоков жидкости в соответствующие полости
основных и выносных цилиндров, а также для автоматического переключения
гидросистемы на режим холостого хода после окончания рабочей операции в
целях предохранения ее от перегрузок. Основными узлами
гидрораспределителя являются корпус 12 с сетчатым фильтром 11\ верхняя
крышка 15; нижняя крышка 1; золотники 14 с устройствами для фиксации и
автоматического возврата; механизм ручного управления золотниками;
обратный, перепускной и управляющий гидроклапаны.
Рис. 2.56. Схема гидравлической системы
навесного устройства
Рис. 2.57. Гидрораспределитель
В корпусе 12 размещены основные узлы
гидрораспределителя; в нем имеются следующие расточки, каналы и полости:
вертикальные расточки D, A, S для размещения золотников; М —
перепускного клапана; Р — управляющего клапана (расточки Р и М соединены
сверлением L, а полость Р с помощью сверления R —-с полостью 5);
горизонтальные полости—G (соединяющая расточки M,D, А, Т и закрытая с
одной стороны крышкой 13, а с другой — конической пробкой); полость F,
соединяющая расточки D, А и Т и закрытая также крышкой 13 (эта полость
соединена шестью вертикальными сверлениями с полостью нижней крышки,
двумя вертикальными сверлениями Н— с полостью верхней крышки и одним
вертикальным сверлением Е — с каналом G); полость С, соединяющая
расточки D, А и Т и имеющая резьбовой выход на поверхность корпуса;
полость Q (имеет резьбовой выход на поверхность корпуса); две левые
кольцевые полости В с выходами на переднюю и заднюю стенки корпуса (с
передней стороны стенки они закрыты пробками, с задней в них ввернуты
штуцера, к которым присоединены две левые трубы с запорным устройством);
две центральные кольцевые полости V с выходом на заднюю стенку контура
(к ним через штуцера подсоединены трубы гидроцилиндров); две правые
кольцевые полости J с выходом на заднюю стенку корпуса (через штуцера к
ним подсоединены две трубы с запорными устройствами).'
Диаметры расточек Р, А и Т под золотники разбиваются на 20 групп. Номер
каждой группы наносится в виде клейма на нижнем торце корпуса
гидрораспределителя и соответствующих расточек. Рычаг 17 механизма
ручного управления золотниками, резиновое уплотнительное 16 и чугунное
19 кольца размещены каждый в одном из трех приливов крышки, отверстия в
которых закрыты фланцами 18 н уплотнены резиновыми чехлами 21. Величина
зазора между кольцом 19 и фланцем 18 регулируется прокладками 20. В
отверстие к верхней крышке ввернут штуцер. В трех вертикальных расточках
крышки установлены стаканы 39, пружины 44 и обойма 3 фиксатора.
Золотники имеют пружины для соединения с рычагом 17. В теле золотника
размещены устройства для его фиксации и автоматического возврата, а
также осевой канал с двумя резьбовыми участками и пять радиальных
отверстий для размещения указанных устройств. По величине наружного
диаметра поясков золотники разбиваются на 20 групп; номер группы в виде
клейма нанесен на хвостовике золотника. Устройство для фиксации
золотников состоит из обоймы 3 фиксаторов, втулки 42 фиксатора, пружины
41, пробки 43 и пяти шариков 2. Обойма фиксаторов имеет четыре лапки и
три канавки, выполненные в виде усеченного конуса. Она зафиксирована
между корпусом и нижней крышкой. Каждое устройство для автоматического
возврата золотника содержит гильзу 4, золотник 40, гнездо 10
гидроклапана, шарик 8, направляющую 7, регулировочный винт 5, фильтр 11,
прокладку стакана 39 и пружин 6 и 44. Для предотвращения повреждений
гидросистемы от чрезмерных нагрузок предусмотрена предохранительная
система, которая состоит из управляющего и перепускного гидроклапанов.
Последний имеет клапан 32 с кольцом 31, направляю-' Щую 25 клапана,
фланец 23, пяту 24, пружину 26, седло 33 клапана и
резиновые уплотнительные кольца. Клапан пустотелый,
фасонный. Перепускной гидроклапан имеет головку с круговой фаской,
цилиндрический поршень с двумя кольцевыми канавками и одним сверле-.
нием N для дросселирования масла, а также хвостовик с наружной резьбой.
В состав управляющего гидроклапана входят седло 27, шарик 29,
направляющая 30, регулировочный винт 34, гайка 35, колпачок 37, крышка
38 с уплотнительным кольцом 28 и прокладкой 36. . Предохранительная
система гидроклапанов отрегулирована на срабатывание при давлении 13—14
МПа. В ней также имеются рукоятки 22 и угольник 9.
Работа гидрораспределителя протекает следующим образом. В положении
«Нейтральная» золотник 14 своими поясками перекрывает рабочие полости
гидроцилиндров. Благодаря наличию сверлений он сообщает полости F и G с
полостью слива. Сверление N способствует тому, что давление в полости Q
больше, чем в полости М, поэтому перепускной гидроклапан 32 поднимается
и сообщает полость Q с полостью S, соединенной с гидробаком. Полости
гидроцилиндров заперты, и груз удерживается в заданном положении. При
установке рукоятки в положение «Подъем» или «Опускание принудительное»
золотник 14 своими поясками разобщает полость G от полости слива. Это
приводит к выравниванию давления в полостях М и Q. Перепускной
гидроклапан 32 под действием пружины опускается и разобщает полости Q и
5. После этого через обратный клапан открывается доступ масла в полость
С, а из нее в одну из рабочих полостей гидроцилиндра, в то время как
другая сообщается при этом со сливом.
В положении «Плавающая» обе полости гидроцилиндра соединены через
гидрораспределитель с гидротоком, в результате чего поршень под
действием сил, приложенных к штоку, может свободно перемещаться в обоих
направлениях. Опускание орудия вследствие влияния силы тяжести и
копирование рельефа почвы его опорным колесом в процессе работы
обеспечиваются в положении рукоятки «Плавающая». При перемещении
последней в одну из рабочих позиций золотник 14 сжимает пружину 44, а
шарики 2 фиксатора под действием пружины 41 западают в канавку
(происходит фиксация золотника). По окончании хода поршня давление масла
в полости нагнетания возрастает, и при давлении 11,4—11,7 МПа
открывается шарик 8\ масло начинает давить на золотник 40, в результате
чего последний отжимает втулку фиксатора 42. Шарики выпадают из канавки,
и пружина 44 возвращает золотник в позицию «Нейтральная». При повышении
давления в системе сверх 13—14 МПа масло из полости Q через жиклерное
сверление N будет поступать в полость М и далее по сверлению L корпуса и
сверлениям в седле управляющего гидроклапана — к шарику 29. Отжимая его,
масло по наклонному сверлению начнет поступать в полость нижней крышки,
а оттуда по сливной трубе — в гидробак.
После вступления в работу управляющего гидроклапана откроется
перепускной, так как давление в полости М вследствие дросселирования в
сверлении N станет меньше, чем в полости Q. Основной поток масла из
полости Q устремляется в полость 5 и далее в гидробак. Следовательно,
управляющий гидроклапан, имеющий небольшую про-
пускную способность, определяет работу перепускного
гидроклапана, заставляя его открываться в тот момент, когда давление в
гидросистеме превысит допустимое значение. Запорные устройства и
разрывные муфты имеют обычную конструкцию.
Навесное устройство, показанное на рис. 2.58, предназначено для
присоединения сельскохозяйственных орудий к трактору и обеспечения их
правильного положения как в процессе работы, так и при транспортировке.
Имеет два главных рычага 8, две нижние тяги 2 н одну центральную тягу
11, а также две вертикальных 5 и /5 и два горизонтальных 17 и 18
раскоса. Главные рычаги 8 насажены на шлицевые концы вала 13, который
свободно вращается на опорах 4. Каждый главный рычаг связан пальцем с
поворотным рычагом 6, соединенным с головкой штока гидроцилиндра 12. С
кронштейнами, расположенными на лонжеронах задней полурамы трактора,
соединены пальцами пружины задних крышек гидроцилиндров. Нижние тяги
навесного устройства телескопические. Они состоят из трубы и вставленной
в нее выдвижной тяги. Последняя стопорится в трубе фиксатором 1. Нижние
тяги соединяются с главными рычагами вертикальными раскосами 5 и 15.
Перестановкой пальца 7 и вращением наружной трубы можно изменять длину
раскосов. Третьей точкой присоединения навесных машин к трактору
является центральная тяга 11. Она имеет уравновешивающую пружину 14,
позволяющую уменьшать усилие, необходимое для перемещения. Длину
центральной тяги меняют путем вращения винта 9. В том случае, когда нет
необходимости —
использовать третью точку опоры, ее соединяют с
кронштейном 10 В противном случае (при движении трактора с машинами в
транспортном положении и при работе с прицепной скобой) нижние тяги
блокируются с задней полурамой трактора горизонтальными раскосами.
Для работы трактора с самосвальным полуприцепом 1ПТС-9 или в составе
поезда с полуприцепом 1ПТС-9 и прицепом ЗПТС-12, с полу-навесными и
прицепными машинами, а также для буксирования различных машин и орудий
используют гидрофицированный крюк, изображенный на рис. 2.59. Он имеет
буксирный крюк 9, на который надет пакет тарельчатых пружин 2, шайбы 6 и
12, регулировочные шайбы 3, задний 4 и передний 10 фланцы, переднюю 11 и
заднюю 5 втулки. Фланцы крепятся к балке 1 при помощи четырех шпилек 13.
Самопроизвольное раскрытие крюка при работе предотвращается защелкой 8 с
собачкой 7.