Конструктивные особенности рамы, кабины и
облицовки тракторов К-701 Кировец
Рамы тракторов типа «Кировец» состоят из двух полурам,
соединенных шарнирным устройством и поворачивающихся относительно друг
друга вокруг вертикального шарнира на угол до 0,61 рад (35°), а вокруг
горизонтального до 0,28 рад (16°). Рассмотрим более детально
конструктивные особенности рам на примере трактора К-701.
Его передняя полурама, показанная на рис. 2.66, сварная, замкнутого
профиля, состоит из передней опоры 4 шарнира, двух лонжеронов 3 и 20,
передней связи и бампера. К передней полураме прива-рены буксирные
крюки, снабженные защелками.
Рис. 2.66. Рама трактора
Передняя опора шарнира представляет собой
отливку, имеющую отверстие для размещения промежуточного карданного вала
и четыре проушины для соединения с задней полурамой. Задняя полурама
также сварная, замкнутого профиля. Она имеет переднюю 9 и заднюю 11
связи и два лонжерона 10 и 12. Передняя связь представляет собой полую
отливку с центральной полостью для установки трубы шарнирного
устройства. В расточки передней связи запрессованы две втулки 17. со
спиральными канавками для подвода смазки. К полурамгм приварены два
упора 8, ограничивающие их поворот в вертикальной плоскости. В передней
и задней связях имеются площадки с отверстиями для установки на них
портала погрузчика или кронштейнов бульдозера. Задняя часть представляет
собой фасонную отливку с проушинами (для соединения с нижними тягами
навесного устройства) и обработанными площадками, в которых имеются
гладкие и резьбовые отверстия для крепления двух опор вала рычагов
навесного устройства и двух упоров односкоростного редуктора ВОМ.
Основными деталями шарнирного устройства являются труба шарнира, его
передняя опора и передняя связь. Труба шарнира сварная, имеет две
проушины с запрессованными втулками для соединения с передней опорой
шарнира, четыре проушины (по две с каждой стороны) для соединения с
головками штоков гидроцилиндров поворота. Труба 18 шарнира установлена
во втулках 17 передней связи задней полурамы и зафиксирована крышкой 14.
Роль упорных подшипников при работе горизонтального шарнира выполняют
установленные между торцами передней связи задней полурамы и трубы
шарнира кольца 15 и 19 (по два с каждой стороны) с радиальными канавками
для подвода смазки. Резиновые самоподжимные манжеты 16 предотвращают
попадание пыли и грязи в горизонтальный шарнир. Прокладки 13 дают
возможность регулировать осевой зазор между торцом трубы шарнира и
крышкой 14. К торцу трубы шарнира болтами крепится промежуточная опора
карданной передачи. Проушины передней опоры шарнира и крестовины
соединены двумя осями 6, удерживаемыми установочными клиньями 5. Между
наружными торцами крестовины и сопряженными с ними торцами передней
опоры шарнира находятся четыре шайбы 7 (по две с каждой стороны),
которые выполняют роль упорных подшипников. Проворачивание шайб 7 при
работе вертикального шарнира устраняется тем, что они своей прямой
стороной упираются в выступ шарнирного устройства. Рама также имеет
бампер 1 и трубу 2.
Крепление кабины, гидробака, гидрораспределнтелей гидросистем навесного
устройства управления поворотом, а также тормозного крана пневматической
системы и некоторых других деталей и узлов трактора осуществляется на
постаменте. Он представляет собой сварную конструкцию, установленную на
раме трактора. Кабина последнего двухдверная, термошумоизолированная.
Прорези в ее полу и стенках уплотнены резиновыми чехлами, люки в полу
закрыты крышками с уплотнением из резиновых прокладок. Кабина
оборудована двумя стеклоочистителями передних и задних стекол, тремя
зеркалами, термосом, ящиком для инструмента, сумкой для документации и
крючком для одежды. Двери ее снабжены замками, замок правой замыкается
снаружи крючком, изнутри оба замка могут быть закрыты на защелки.
Сиденье водителя, показанное на рис. 2.67, одноместное, с
системой амортизации. Его положение можно регулировать по высоте, углу
наклона стенки, перемещать в продольном направлении. Остов сиденья 15 —
сварной трубчатый каркас. Оно имеет также механизм подвески 2, спинку 9,
подушку 12, ремень безопасности 20. Механизм
подвески состоит из блока пружин 3 и амортизатора
1.
Для регулировки положения сиденья в
продольной плоскости нажимают на рукоятку 14 фиксатора, выводя его из
зацепления с рейкой 13, устанавливают сиденье в нужное положение и
опускают рукоятку, вновь вводя фиксатор в зацепление с рейкой 13.
Регулировку сиденья в зависимости от массы водителя производят в крайнем
переднем положении путем вращения гайки 4 до совпадения верхней
плоскости гайки 21, которая поджимает блок пружины, с отметкой цифр на
шкале, соответствующей массе водителя (при вращении против часовой
стрелки происходит увеличение усилия поджатия пружины). Регулируя
сиденье по высоте, ослабляют болты крепления его к кабине и поворотом
винта 16 рукояткой 17 устанавливают нужную высоту сиденья. Спинка
Урегулируется по углу наклона и имеет четыре фиксированных положения.
Для установки ее на требуемый угол наклона ослабляют фиксатор 22, затем
поднимают спинку, выводя этим сектор 10 из зацепления с осью 11, затем
ее устанавливают на нужный угол, опускают и зажимают фиксатором.
Гашение колебаний сиденья водителя обеспечивается амортизирующим
устройством, состоящим из пружины, верхнего и нижнего кронштейнов,
соединительных деталей и амортизатора.
Гидравлический амортизатор телескопического типа, изображенный на рис.
2.68, состоит из корпуса 2, штока 1 с поршнем и клапаном отдачи,
резервуара 3, сальникового устройства и клапана сжатия. Резервуар
устанавливается в корпус и центрируется направляющей втулкой 4. При
движении сиденья вверх корпус амортизатора относительно неподвижного
штока перемещается вниз. Рабочая жидкость вследствие давления в
надпоршневом пространстве выталкивается через вырезы в тарелке 18 и
внутренние отверстия в поршне 19 в кольцевой зазор между втулкой 20 и
тарелкой 21 — в подпоршневое пространство, создавая значительное усилие,
тормозящее перемещение сиденья вверх. При движении последнего вниз
рабочая жидкость вытекает из-под поршневого пространства через наружные
отверстия, отжимая тарелку 18 в надпоршневое пространство. При этом
тормозящее движение сиденья вниз незначительно. Сальниковое устройство
имеет гайку 5 резервуара, защитное кольцо 6 с прокладкой 7, обоймы
8 и 10 сальников с шайбой 11, сальники 9 и 12
штоков, шайбу 13, пружину 14, направляющую втулку 4 и два уплотнительных
кольца 15. Шток с клапаном отдачи состоит из штока 1, тарелок 16, 18,
21, пружин 17 и 22, поршня 19, втулки 20 и гайки 23. Дополнительное
непод-рессоренное мягкое сиденье закреплено на полу кабины.