Тенденции и проблемы развития мощных и
сверхмощных сельскохозяйственных тракторов
В соответствии с изложенным ранее в настоящее время в мире стабильной
является тенденция к росту энергонасыщенности сельскохозяйственных
тракторов [24, 26, 83, 84]. Особенности конструкции наиболее
распространенных мощных отечественных сельскохозяйственных тракторов уже
были рассмотрены выше. Поэтому остановимся на тракторах, которые в силу
различных причин несколько меньше используются в сельском хозяйстве.
Так, в мелиорации, ирригации и в сельском дорожном строительстве
используются промышленные тракторы ДЭТ-250М класса тяги 250 кН [36]. На
них установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель
В-ЗОБ с непосредственным впрыском топлива мощностью 229 кВт при частоте
вращения 1500 мин-1. Его удельный расход топлива составляет 238 (кВт*ч),
диаметр цилиндра 150 мм, ход поршня 180,9 мм в левом ряду и 186,7 мм — в
правом. Рабочий объем цилиндра равен 38.88 л, степень-сжатия 15, масса
двигателя 1100 кг. Особенностью двигателя В-ЗОБ является оригинальная
конструкция систем охлаждения и очистки воздуха, а также системы
подготовки и запуска.
В системе охлаждения, схематически показанной на рис. 2.69, для обдува
воздухом водяных и масляных радиаторов на тракторе ДЭТ-250М применена
эжекционная система, основанная на использовании энергии отработавших
газов. Последние, проходя через сопла и диффузоры, создают непрерывный
воздушный поток через радиаторы. На тракторе реализована двухступенчатая
очистка воздуха, в которой для первичной очистки использован принцип
эжекции. Воздух, поступающий сначала для охлаждения тяговых
электромашин, а затем для питания двигателя, проходит предварительную
очистку (первая ступень) в инерционной решетке с автоматическим
удалением крупных частиц пыли и эжекцией выхлопных газов. Вторичная
очистка воздуха производится в масляных контактных фильтрах. Дизель
запускается силовым генератором электротрансмиссии, питающимся от
аккумуляторных батарей, который при этом работает в режиме
электродвигателя. Предусмотрена также возможность пуска двигателя сжатым
воздухом от специального баллона. Подготовка к пуску в условиях низких
температур осуществляется с использованием предпускового парожидкостного
подогрева на дизельном топливе. Редуктор подогрева приводится в движение
электродвигателем, пи» тающимся от аккумуляторных батарей или от ручного
привода.
Рис. 2.69. Схема охлаждения дизеля В-ЗОБ:
1 — распределительный бачок; 2 — водяной радиатор; 3 — эжектор; 4 —
жалюзи; 5 — водяной насос; — сливкой кран; 7 — дизель; 8 термостат; 9 —
паровоздушный клапан; а — выход отработавших газов; б — вход воздуха; в
— воздух от обогревателя; г — воздух к радиатору обогрева кабины; д
-воздух от радиатора обогрева кабины
Трансмиссия трактора непрерывная бесступенчатая,
электрическая. Она автоматически изменяет тяговые усилия и скорости
движения в зависимости от колебаний нагрузки, обеспечивая работу дизеля
на постоянном режиме.