Для типа промышленных тракторов отечественного производства Т-220,
Т-330, Т-500 и К-702 классов тяги 150, 250, 350 и 50 кН и ряда
зарубежных сверхмощных тракторов характерна гидромеханическая
трансмиссия.
Общая схема компоновки последней применительно к тракторам класса тяги
60 кН типа Т-130 и Т-160 показана на рис. 2.74 [117].
Выполнение ужесточающихся требований сельскохозяйственного производства
к тракторной технике с позиций энергонасыщенности, экономичности,
потребления топлива, универсальности, эргономики, экологии и методов их
реализации в тракторах новых типов сопряжено с решением ряда трудных
инженерно-технических задач. Наиболее сложной является проблема
разработки моторно-трансмиссионных установок, свойства и конструктивные
особенности которых существенно влияют на тягово-динамические и
экономические качества тракторов, их функциональные возможности,
работоспособность и долговечность.
Внедрение в дизелях турбонаддува создало предпосылки для разработки
двигателей постоянной мощности (ДПМ) с регулирующими свойствами,
аналогичными указанным свойствам бесступенчатых автоматических
трансмиссий. ДПМ отличают повышенные по сравнению с обычными дизелями
запасы вращающего момента и более высокие средние уровни мощности
(близкие к номинальной) на корректорном участке характеристики. ДПМ
нашли применение в мощных зарубежных тракторах [69].
Создание ДПМ продиктовано необходимостью приближения пх характеристик
(рис. 2.75, а) к идеальной, на корректорном участка которой вращающий
момент в функции от частот вращения меняется по гиперболическому закону,
а мощность в определенном интервале последних практически сохраняется
постоянной. По сравнению с обычным дизелем (запас крутящего момента
которого составляет 10—17%) у ДПМ при запасе крутящего момента 50%
мощность в определенном
интервале частот вращения в среднем выше на 15—18%,
а реализуемые им нагрузки больше на 36—38%. Из разработок ДПМ
представляют интерес схемы наддува трубокомпрессором и комбинированных
двигателей с дифференциальной связью (рис. 2.75, б, в). В системы
последних, кроме дифференциального привода нагнетателя, дополнительно
введены две силовые газовые турбины ГТ, кинематически связанные с
выходным валом дифференциального механизма, мощность которого подводится
к ведущим колесам машины.