Масляный насос служит для забора масла из нижнего картера (поддона) и
подачи его к трущимся деталям.
Масляный насос (рис. 30) шестеренчатого типа расположен в передней части
картера и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала. На валике
4 с помощью шпонки установлена шестерня 6 привода масляного насоса,
находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней коленчатого вала дизеля.
Валик ведущей шестерни 5 вращается в двух втулках 11, одна из которых
запрессована в корпус 9 насоса, а другая — в крышку 8. Для обеспечения
соосности опор валика ведущей шестерни корпус и крышка масляного насоса
штифтуются и обрабатываются совместно, поэтому перестановка крышки с
одного корпуса на другой не допускается.
Ведущая шестерня насоса напрессована на валик 4 в горячем состоянии.
Рас-прессовка шестерни с валика запрещается. Ведомая шестерня 10 имеет
втулку и вращается на валике 12, запрессованном в корпус насоса.
Мае по засасывается насосом через маслоприемник 1.
На корпусе насоса со стороны нагнетающего отверстия расположен
предохранительный клапан 14, который отрегулирован на рабочее давление
0,95— 1,05 МПа (9,5—10,5 кгс/см2) путем поджатия пружины 15 резьбовой
втулкой 16.
Клапан служит для предупреждения значительного повышения давления масла
в системе при пуске холодного дизеля, когда масло имеет повышенную
вязкость.
Масляный насос не требует особого ухода, кроме периодической промывки
сетки маслоприемника. Насос ремонтируется только в случае, если он не
обеспечивает необходимой производительности. Исправный масляный насос
при частоте вращения валика 23,5-0,33 об/с (1410+20 об/мин) и
противодавлении 0,6— 0,65 МПа (6—6,5 кгс/см2) на масле вязкостью 2—3° по
Энглеру должен иметь производительность 1 дм'Ус (60 л/мин).
Для очистки масла на дизеле установлен масляный фильтр — полнопоточная
масляная центрифуга.
Основной частью центрифуги (рис. 31) является ротор, вращающийся на оси
6. Ось установлена на резьбе в корпусе 1 и имеет три шлифованные шейки,
из которых две являются опорами вращающегося ротора, а третья, средняя,
служит для разделения полостей очищенного и неочищенного масла.
Внутри оси выполнено ступенчатое сверление для
подвода масла внутрь ротора и установки маслоотводящей трубки 2
Во время вращения ротора благодаря различным диаметрам верхней и нижней
шеек оси возникает осевая сила, которая несколько приподнимает ротор, в
результате чего уменьшается трение в подпятнике нижней оси. Подъем
ротора ограничивается шайбой 9, закрепленной на оси гайкой 11. Сверху
ротор закрыт стальным штампованным колпаком 12, который плотно
прижимается к корпусу центрифуги специальной гайкой 10.
Уплотнение стыка колпака с корпусом обеспечивается прокладкой 14.
Ротор центробежного маслоочистителя состоит из остова 4 и крышки 7,
отлитых из алюминиевого сплава. Герметичность между крышкой ротора и
остовом достигается установкой резинового кольца 13.
Ротор балансируют. Чтобы не нарушалась балансировка ротора при его
разборке, на остове и крышке ротора нанесены метки в виде рисок или
устанавливается специальный фиксирующий штифт.
В бобышках ротора ввернуты две форсунки 3 с калиброванными отверстиями.
В нижней части остова двумя винтами закреплен маслоотражатель 5 с
защитной сеткой и насадком, препятствующий смыву отложений со стенок
крышки ротора струей входящего масла.
В нижней части корпуса центрифуги размещен перепускной клапан.
Перепускной клапан при запуске холодного дизеля направляет поток масла в
главную масляную магистраль, минуя центрифугу и радиатор, обеспечивая
тем самым необходимое давление в системе смазки.
С левой стороны блок-картера на специальной площадке установлен сливной
клапан, который поддерживает заданное давление, пропуская избыток масла,
подаваемый масляным насосом, в поддон дизеля.
Масло, нагнетаемое масляным насосом по
маслопроводам и сверлениям в корпусе центрифуги, поступает внутрь
ротора, где разделяется на два потока: один идет на гидравлический
реактивный привод, а второй направляется внутрь ротора для очистки.
Масло, идущее на привод ротора, через защитную сетку поступает во
внутреннюю полость бобышек к соплам форсунок, откуда вытекает с большой
скоростью и создает при этом реактивный момент, вращающий ротор.
Вышедшее из форсунок масло через окно в корпусе фильтра и блоке
цилиндров сливается в поддон.
Остальное масло, поступившее внутрь ротора под действием центробежной
силы, очищается от загрязнений, которые оседают на стенке ротора, и по
сверлениям в верхней части остова и маслоотводящей трубке направляется в
главную масляную магистраль дизеля.
Для дополнительной очистки масла, поступающего в турбокомпрессор, на
дизелях с правой стороны установлен масляный фильтр (рис. 32) сетчатого
типа, состоящий из литого чугунного корпуса 4, стального штампованного
колпака 1 и разборного фильтрующего элемента 2.
В дно колпака ввернута и приварена шпилька 9, которая служит осью для
фильтрующего элемента. На верхний конец шпильки навернута гайка 5, с
помощью которой колпак с фильтрующим элементом крепится к корпусу.
Уплотнение стыка колпака с корпусом обеспечивается резиновой прокладкой
7. Фильтрующий элемент поджимается к корпусу пружиной 14 и уплотняется
двумя резиновыми кольцами 8 и 11.
Масло из полнопоточной масляной центрифуги по маслоподводящей трубке 3
поступает в фильтр. Пройдя через отверстия сетчатого фильтра,
дополнительно очищенное масло попадает во внутреннюю полость
фильтрующего элемента, откуда по сверлению в корпусе фильтра и трубке 6
подводится к подшипнику турбокомпрессора.