Система охлаждения дизеля СМД-18Н трактора ДТ-75Н

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 79.00.001 ТО

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

4.4.

Система охлаждения дизеля СМД-18Н трактора ДТ-75Н

 


Система охлаждения предназначена для отвода тепла от наиболее нагретых деталей (гильзы, блока, головки блока) и поддержания необходимого теплового режима дизеля.

В качестве охлаждающей жидкости используется вода или антифриз.

Дизель имеет закрытую принудительную систему охлаждения, циркуляция жидкости в которой осуществляется центробежным водяным насосом.

Система охлаждения состоит из радиатора, водяного насоса с вентилятором, а также водяных полостей в блоке и головке цилиндров, которые сообщаются с системой охлаждения пускового двигателя.

Для автоматического регулирования температурного режима на дизеле уста-навливается термостат типа ТС-107.

Охлаждающую жидкость/заливают через горловину радиатора, заполняя всю систему охлаждения дизеля и пускового двигателя.

При работе дизеля охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора через патрубок поступает к водяному насосу, а из него нагнетается в водораспределительный канал блок-картера. Из водораспределительного канала через окна жидкость поступает в пространство между стенками блока и гильзами (водяную рубашку), омывает гильзы, охлаждая их.

Из блок-картера по водоподводящим каналам охлаждающая жидкость поднимается в водяную рубашку головки цилиндров, откуда по водоотводной трубе через термостат (при открытом клапане) поступает в верхний бак радиатора. Проходя по трубкам сердцевины радиатора, жидкость охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

При пуске пускового двигателя, когда коленчатый вал дизеля еще не вращается, в системе охлаждения возникает местная термосифонная циркуляция воды, которая обеспечивает быстрый прогрев пускового двигателя.

После запуска дизеля (особенно в холодное время года), пока охлаждающая жидкость не прогреется до температуры 353К (-j-80°C), основной клапан термостата закрыт, и жидкость, минуя радиатор, направляется в насос и снова попадает в блок-картер.

При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 353К (+80°С) основной клапан термостата приоткрывается, и охлаждающая жидкость начинает частично циркулировать через радиатор. Когда температура жидкости достигнет 363К (-f-9Q°С), клапан открывается полностью, и весь поток проходит через радиатор.

Температурный режим дизеля в холодное время года дополнительно регулируется шторкой, управляемой цепочкой из кабины трактора.

Для регулирования давления в пробке заливной горловины установлен паровоздушный клапан. При повышении давления в радиаторе выше 0,03—0,04 МПа (0,3—0,4 кгс/см2) клапан срабатывает, и часть пара по пароотводной трубке выпускается наружу, а при разрежении в радиаторе, вследствие конденсации пара, атмосферный воздух поступает в радиатор.

Для слива воды из дизеля на блоке цилиндров имеется сливная трубка с краником, а для слива воды из радиатора — сливной краник, расположенный на нижнем патрубке радиатора.

Для удаления пузырьков воздуха из системы охлаждения в крышке 13 (рис. 33)

водяного насоса установлена пробка 11. Выпуск воздуха следует производить после заправки системы охлаждающей жидкостью.

На водяной трубе предусмотрена специальная бонка с резьбовым отверстием для установки датчика температуры воды.

 

 

 

Рис. 33. Водяной насос:
1 — корпус насоса; 2 — ступица; 3 — валик водяного насоса; 4 — гайка корончатая; 5 — шайба; 6 — шпонка; 7 — манжета резиновая; 8— подшипник шариковый; 9-— масленка; 10—- втулка; 11 — пробка резьбовая; 12 — крыльчатка; 13 — крышка водяного насоса; 14, 16 — шайбы опорные; 15 — пружина; 17 — манжета резиновая; 18 — шайба уплотняющая

 

 

 

 

4.4.1. Водяной насос и вентилятор дизеля СМД-18Н трактора ДТ-75Н

Для принудительной циркуляции воды в системе охлаждения на дизеле установлен водяной насос.

Водяной насос объединен с вентилятором общим приводом и устанавливается на переднем торце блока цилиндров.

В чугунном корпусе 1 (рис. 33) в двух шариковых подшипниках 8 вращается валик 3 насоса. На переднем конце валика на сегментной шпонке 6 насажена ступица 2, к которой шестью болтами крепится шкив и четырехлопастный вентилятор. От осевого перемещения ступица удерживается шайбой 5 и корончатой гайкой 4.

Подшипники смазываются солидолом через масленку 9. Смазка от вытекания удерживается двумя резиновыми манжетами 7.

На заднем конце валика на шпонке установлена крыльчатка 12, в которой по* мещено специальное уплотнение торцевого типа, состоящее из графито-метал-лической шайбы 18, резиновой манжеты 17, опорных шайб 14, 16 и пружины 15.

С помощью пружины 15 и манжеты 17 шайба 18 плотно прижимается к торцу втулки 10, запрессованной в корпусе насоса. Наличие пружины обеспечивает надежную работу уплотнения даже при частичном износе шайбы 18.

Валик водяного насоса приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала дизеля. Охлаждающая жидкость по подводящему патрубку поступает к центру крыльчатки и под действием центробежной силы вбрасывается в улитку насоса и далее в канал блока цилиндров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..