Для наддува воздуха в цилиндры на дизеле СМД-18Н установлен
турбокомпрессор ТКР 8,5Н-1. Турбокомпрессор (рис. 29) состоит из
центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной
центростремительной турбины,
Корпус 21 турбины отлит из чугуна, имеет газоподводящий спиральный канал
(улитку) с фланцем для крепления к выпускному коллектору. В корпусе
установлен сопловой венец 20.
Корпус 29 компрессора отлит из алюминиевого сплава, имеет центральный
входной патрубок и спиральный канал (улитку) с выходным патрубком. В
корпусе компрессора установлен диск 27 диффузора,
Корпуса турбины и компрессора крепятся к среднему корпусу 8, отлитому из
алюминиевого сплава, с помощью планок. Между средним корпусом и сопловым
венцом установлена теплоизоляционная прокладка 15. Вал ротора 24
турбокомпрессора вращается в бронзовом подшипнике 22. Подшипник
установлен в центральной бобышке среднего корпуса с зазором. От вращения
и осевого перемещения он удерживается фиксатором 5. Подшипник
турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим из масляного фильтра
турбокомпрессора по трубке 9. Из турбокомпрессора масло по
маслоотводящей трубке сливается в картер дизеля.
Колесо 16 турбины отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к
валу ротора. Колесо 28 компрессора отлито из алюминиевого сплава и
крепится на валу ротора специальной гайкой 1.
В турбокомпрессоре предусмотрены газомасляные уплотнения, состоящие из
втулки 18 уплотнения, втулки 19, маслоотражателя 25, диска 4 уплотнения
и уплотнительных колец 2 и 17. Для повышения эффективности масляного
уплотнения со стороны компрессора зона работы уплотнительного кольца
отделена от зоны выброса масла из подшипника щитком 3, завальцованным в
диск уплотнения.
Проверка работы турбокомпрессора ТКР 8,5Н-1.
После пуска дизеля проверьте работу турбокомпрессора. Турбокомпрессор
работает нормально, если прослушивается характерный звук высокого тона.
Техническое состояние турбо-
компрессора рекомендуется проверять также по выбегу
ротора после остановки дизеля.
Для этого после 2—3 мин работы дизеля на минимальной частоте вращения
холостого хода выведите его на максимальную частоту вращения холостого
хода, после чего выключите подачу топлива и прослушайте выбег ротора
турбокомпрессора. Ровный, постепенно затухающий звук от вращения ротора
свидетельствует о нормальном состоянии турбокомпрессора.
Для обеспечения длительной и безотказной работы турбокомпрессора в
процессе эксплуатации дизеля придерживайтесь следующих основных
поло-жений:
— не допускайте длительной работы дизеля на холостом ходу (более 15
мин), так как это приводит к замасливанию полости компрессора,
повышенному нагаро-образованию на деталях турбины, снижению давления
наддува, следовательно, к снижению мощности дизеля;
— после длительной работы под нагрузкой перед остановкой переведите
дизель на режим холостого хода. В этом режиме дизель должен проработать
в течение 3—5 мин с целью охлаждения деталей турбокомпрессора смазочным
маслом. При остановке дизеля, после снятия нагрузки без перехода на
режим холостого хода охлаждение деталей турбокомпрессора маслом
ухудшается, что может привести к повышенному износу подшипника или
заклиниванию ротора;
— своевременно проводите промывку масляного фильтра турбокомпрессора,
так как повышенное загрязнение фильтра приводит к износу
турбокомпрессора;
— своевременно проводите очистку или промывку воздухоочистителя дизеля.
Повышенное загрязнение воздухоочистителя приводит к выбросу масла в
полость компрессора и снижению давления наддува.
Разборка, промывка и сборка турбокомпрессора. Производить в
условиях эксплуатации полную разборку и ремонт турбокомпрессора не
рекомендуется.
Допускается производить частичную разборку в целях промывки
турбокомпрессора. Перед разборкой тщательно очистите наружные
поверхности турбокомпрессора от грязи и пыли.
Во избежание повреждения лопаток при разборке и сборке турбокомпрессора
не ставьте средний корпус в сборе с ротором на колесо турбины или
компрессора. Для этой цели необходимо применять специальную подставку.
Частичную разборку, промывку и сборку производите в следующем порядке:
— отвинтите болты, снимите прижимные шайбы и отсоедините корпус
компрессора от среднего корпуса;
— корпус компрессора, поверхность колеса диска диффузора и среднего
корпуса промойте чистым дизельным топливом;
— подсоедините корпус компрессора к среднему корпусу, поставив между
фланцами паронитовую прокладку, поставьте восемь шайб и заверните болты
крепления корпуса компрессора. При установке корпуса компрессора
обратите внимание на правильную ориентировку выходного патрубка
компрессора относительно фланца корпуса турбины;
— залейте в масляный канал среднего корпуса 10—15 г чистого моторного
масла и, нажимая пальцами на торцы вала ротора,, поочередно с обеих
сторон проверните несколько раз ротор для проверки плавности вращения и
отсутствия заедания.