На крышке картера распределительных шестерен установлен счетчик
моточасов СЧ-103.
Счетчик представляет собой прибор, показывающий количество проработанных
дизелем часов, приведенных к 30 об/с (1800 об/мин) коленчатого вала.
Счетчик моточасов не требует ухода и ремонту не подлежит. В случае
неисправности замените его.
Для определения количества часов, отработанных дизелем, прочтите число,
показываемое счетчиком. При этом первая цифра справа означает единицы,
вторая — десятки, третья — сотни, четвертая — тысячи часов.
4.7.
Гидронасосы НШ дизеля СМД-18Н трактора ДТ-75Н
Для работы гидравлических механизмов, применяемых на тракторе, дизель
оборудован двумя шестеренными насосами: НШ 50-2-Л левого вращения,
используемый в гидронавесной системе трактора и НШ 10Е-3-Л левого
вращения, используемый в системе гидросервироания для подачи масла в
гидроусилитель управления главной муфтой сцепления.
Насос НШ 50-2-Л крепится к приводу, установленному на картере шестерен,
и приводится во вращение от шестерни 6 (рис. 40), находящейся в
постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. Шестерня 6
закреплена при помощи сегментной шпонки на конце валика 5, который
вращается в двух шарикоподшипниках 3 и 4, установленных в корпусе 7
привода.
Передача вращения насосу осуществляется кулачковой соединительной муфтой
8, неподвижная половина которой выполнена заодно с валиком 5 привода, а
другая свободно перемещается по шлицевому валу ведущей шестерни насоса.
Привод насоса снабжен специальным механизмом для включения и отключения
насоса, механизм состоит из вилки 9 с двумя пальцами, введенными в
проточку на подвижной половине соединительной муфты 8 и валика 10, на
котором с одной стороны установлена вилка, а с другой — рычаг 2 с
фиксатором. Наличие фиксатора исключает возможность самовключения или
самоотключения насоса.
Для включения насоса рычаг 2 нужно повернуть в сторону вентилятора, а
для отключения — в сторону муфты сцепления.
Включение и отключение насоса возможно как при работающем, так и при
неработающем дизеле. При длительной работе трактора без применения
гидросистемы насос следует отключить.
Насос состоит из корпуса 1 (рис. 41) с крышкой 10,
в котором размещены ведущая 2 и ведомая 14 шестерни. Ведущая и ведомая
шестерни находятся в постоянном зацеплении и вращаются в четырех
бронзовых втулках 13 и 15. Втулки для предотвращения от проворачивания
взаимно стопорятся имеющимися на них лысками и пружинами, установленными
между ними.
Всасывающий и нагнетательный трубопроводы крепятся на боковых площадках
корпуса болтами. Уплотнение в крышке состоит из манжеты 6, опорного
кольца
8 и стопорного кольца 9.
При вращении шестерен выходящие из зацепления зубья создают разрежение,
и масло засасывается из резервуара в корпус насоса. Заполняя впадины
между зубьями, жидкость перекачивается в полость нагнетания. Входя в
зацепление, зубья шестерен выдавливают масло в нагнетательный
трубопровод.
Для уменьшения внутренних перетеканий масла через зазоры между торцевыми
поверхностями шестерен и втулок в насосе предусмотрено автоматическое
регулирование величины зазоров по торцам шестерен. Масло из камеры
нагнетания поступает в полость над втулками и стремится поджать втулки
13 и 15 к торцам шестерен, в то же время со стороны шестерен на втулки
также давит масло, но на несколько меньшую площадь, в результате чего
усилие, прижимающее втулки к торцам шестерен, невелико, и втулки
изнашиваются незначительно.
Гидронасос НШ 10Е-3-Л крепится с левой стороны картера шестерен. По
своей конструкции он аналогичен гидронасосу НШ 50-2-Л. Техническая
характеристика гидронасосов приведена в таблице 6.