Система смазки предназначена для бесперебойной подачи масла к трущимся
деталям дизеля с целью уменьшения трения и износа деталей, а также для
отвода от них тепла и продуктов износа.
Кроме того, слой смазки, находящийся на поверхности гильзы, колец и
поршня, обеспечивает уплотнение соединения гильза-поршень.
Система смазки дизеля комбинированная: часть
деталей смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием.
Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам
коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, клапанному
механизму, втулкам промежуточной шестерни и шестерне топливного насоса.
Остальные детали дизеля — гильзы, поршни, кольца, поршневые пальцы,
кулачки распределительного вала, толкатели, шестерни и др. смазываются
маслом, вытекающим из подшипников, и разбрызгиваемым в картере дизеля.
К системе смазки относятся: масляный насос с маслоприемником,
центрифуга, масляный радиатор, маслоканалы, маслопроводы и масляный
фильтр турбокомпрессора.
При работе дизеля масло из нижнего картера засасывается масляным насосом
через маслоприемник и подается под давлением по маслопроводу и
сверлениям в блок-картере к полнопоточной центрифуге, а от нее к
масляному радиатору. Масло, очищенное в центрифуге и охлажденное в
масляном радиаторе, поступает в главную масляную магистраль дизеля,
проходящую вдоль блока.
Из главной масляной магистрали масло по наклонным каналам в блок-картере
подается к коренным подшипникам коленчатого вала, смазывает их и далее
по сверлениям в шейках и щеках коленчатого вала подводится к шатунным
подшипникам.
К подшипникам распределительного вала смазка подается под давлением по
трем каналам в блок-картере от первого, третьего и пятого коренных
подшипников.
От третьего подшипника распределительного вала пульсирующий поток масла
по вертикальному каналу, просверленному в задней стенке блок-картера
(совпадающему с каналом в головке цилиндров), и по маслоподводящей
трубке подается в полые оси коромысел. Через сверления в осях масло
поступает к коромыслам и разбрызгивается в клапанной коробке, смазывая
остальные детали газораспределительного механизма.
Из клапанной коробки масло стекает по отверстиям для штанг в картер
дизеля, по пути смазывая толкатели. Масло, вытекающее из зазоров
подшипников коленчатого вала, разбрызгивается и смазывает гильзы
цилиндров, поршни, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала.
Шестерня топливного насоса смазывается маслом, поступающим из главной
магистрали по трубке подвода смазки, расположенной в картере шестерен.
На дизеле установлен топливный насос с циркуляционной смазкой.
Шестерни распределения смазываются маслом, поступающим на зубья
промежуточной шестерни из главной магистрали по каналам в пальце и теле
промежуточной шестерни.