Базовой деталью распределителя (см. рис. 79) является корпус 12, в
который запрессована гильза 4 с кольцевыми отверстиями и проточками для
прохода масла. От осевых перемещений
гильза фиксируется крышкой 20 и втулкой 6 с
отверстиями для прохода масла. Внутри гильзы расположен золотник 5. В
торец золотника ввернут хвостовик 11, на котором установлены шайбы 7 и
9, а также пружина 8. Одним торцом пружина упирается через шайбу 9 в
выступы крышки 10, вторым — через шайбу 7 в торец гильзы, обеспечивая
удержание золотника в нейтральном
положении, а также возвращение золотника в
нейтральное положение из рабочего. Наружный конец золотника соединен
осью 23 с рычагом 22, установленным в проушине крышки 20 на оси 21. На
нижнем конце рычага имеется лунка Б и конусное гнездо В под фиксатор 24.
Лунка Б определяет установку золотника в положение подъема погрузочного
щита на раму трактора, гнездо В обеспечивает фиксацию золотника в
плавающем положении. Усилие пружины 25 фиксатора регулируется пробкой
26.
В корпусе распределителя размещены два шариковых
клапана 13 и 19, предохраняющих узлы гидросистемы от перегрузок. Клапаны
регулируются на давление 40—45 кгс/см2. Усилие пружин 18, определяющих
давление открытия клапанов, регулируется винтами 15, которые контрятся
гайками 17 и закрываются колпачками 16. Торцы колпачков и гаек уплотнены
прокладками 14. В корпусе распределителя имеются отверстия Г и Д с
конической резьбой для ввертывания угольников. Отверстие Д соединяется
рукавом высокого давления с поршневой полостью, отверстие Г — со
штоковой полостью гидроцилиндра. Золотник распределителя может
устанавливаться в четырех положениях: нейтральном, двух рабочих (сброс и
подъем щита) и плавающем.
Нейтральное положение (рис. 80). В нейтральном положении цилиндрические
пояски золотника перекрывают отверстия в кольцевых проточках В и Ж
гильзы, запирая обе полости гидроцилиндра и обеспечивая удержание
погрузочного щита в установленном положении. При этом поршневая полость
гидроцилиндра соединена непосредственно с клапаном 6 распределителя,
предохраняющим гидроцилиндр и маслопроводы от поломок при формировании
воза лебедкой. Масло, подаваемое насосом, поступает в полость Д, из
которой по каналу Б, проточке А, отверстиям в гильзе и через полость Л
проходит в полость верхней крышки, откуда по маслопроводу сливается в
бак.
Положение «сброс щита» (см. рис. 80). Для сброса погрузочного щита
необходимо рычаг управления распределителем в кабине переместить назад.
При этом золотник переместится вниз и откроет отверстие, расположенное в
кольцевой проточке Ж, а также соединит между собой отверстия в кольцевых
проточках Г а В гильзы. [Масло, подаваемое насосом в распределитель, из
полости Д по каналу Е, отверстиям в гильзе, кольцевой проточке В и
маслопроводу поступает под поршень гидроцилиндра, который, перемещаясь
вверх, опускает погрузочный щит до упора в грунт или до замыкания
средней рамки и задних рычагов погрузочного устройства. Из штоковой
полости гидроцилиндра масло вытесняется по маслопроводу, кольцевой
проточке Ж и отверстиям гильзы в полость верхней крышки и затем в бак.
При подаче масла в гидроцилиндр сую одновременно подводится под клапан
6, который в случае повышения давления перепускает излишки масла в бак.
Положение «подъем щита» (см. рис. 80). Для подъема погрузочного щита на
раму трактора необходимо рычаг управления распределителем в кабине
переместить вперед до упора фиксатора в лунку на рычаге 3. В этом случае
золотник, переместившись вверх, соединит отверстия, расположенные в
кольцевых проточках Г и Ж, а также откроет отверстия, расположенные в
кольцевой проточке В. Масло, подаваемое насосом в распределитель, из
полости Д по каналу Е, отверстиям, кольцевой проточке Ж и маслопроводу
поступает в штоковую полость гидроцилиндра, обеспечивая подъем
погрузочного щита на раму трактора. Масло, вытесняемое из поршневой
полости
гидроцилиндра, по маслопроводу, кольцевой проточке
В, отверстиям в гильзе и корпусе поступает в полость Л, откуда через
полость верхней крышки сливается в бак. При повышении давления в
штоковой полости гидроцилиндра срабатывает клапан 7, перепуская излишки
масла в бак.
В положениях «сброс щита» и «подъем щита» рычаг управления
распределителем удерживается рукой до тех пор, пока щит не займет
требуемого положения. В нейтральное положение рычаг возвращается
автоматически пружиной золотника.
Плавающее положение (см. рис. 80). Для разгрузки гидросистемы и
предотвращения поломок узлов и деталей гидропривода и погрузочного
устройства при затягивании пакета деревьев на щит лебедкой золотник
распределителя необходимо установить в плавающее положение. В этом
положении поршень гидроцилиндра может свободно перемещаться, так как обе
его полости и насос сообщаются с баком гидросистемы.
Для установки золотника в плавающее положение необходимо рычаг
управления распределителем в кабине переместить в переднее положение до
захода фиксатора в гнездо на рычаге 3. При этом золотник, переместившись
вверх, соединит полость Д, а также проточки Л, В и Ж через отверстия в
гильзе с полостью Л и баком гидросистемы.
При подъеме щита с пакетом на раму трактора лебедкой масло из поршневой
полости гидроцилиндра по маслопроводу, проточке В и полости Л
вытесняется в бак. При этом одновременно через проточку Ж и маслопровод
происходит заполнение штоковой полости гидроцилиндра.
Из плавающего положения рычаг управления возвращается в нейтральное
толчком рукой назад. Толчок необходим для того, чтобы освободить рычаг
на распределителе от фиксатора.