Опорно-поворотное устройство передает нагрузки от поворотной части
платформы на неповоротную (ходовую) часть машины и обеспечивает вращение
поворотной платформы с рабочим оборудованием. На автомобильных кранах
применяют два типа опорно-поворотных устройств: шариковые и
нормализо-ванные роликовые (последние установлены на всех автомобильных
кранах, выпускаемых Минстройдормашем). Такие опорно-поворотные
устройства характеризуются эксплуатационной надежностью и
долговечностью, большой грузоподъемностью, равномерностью передаваемой
нагрузки, не требуют больших объемов работ, связанных с
эксплуатационными регулировками и смазыванием.
Шариковое опорно-поворотпое устройство (рис. 123) выполнено в виде
радиально-упорного двухрядного подшипника и состоит из внутренней 2 и
наружной обоймы_и двух рядов шариков 7, установленных между ними. Шарики
разделены между собой пластмассовыми сухариками 3, выполняющими роль
сепаратора. Наружная обойма, болтами 9 прикрепленная к поворотной раме
5, состоит из верхнего 6 и нижнего 10 колец, которые сцентрированы между
собой буртиком и стянуты болтами 11. Между кольцами установлены
регулировочные прокладки 8. Внутренняя обойма 2, прикрепленная к ходовой
раме 1 болтами 14, имеет зубчатый венец, который обегает выходная
шестерня механизма поворота. Смазывают опорно-поворотное устройство
шприцеванием через две диаметрально расположенные на наружной обойме
пресс-масленки 4. Уплотнительное кольцо 13 предотвращает течь смазки из
внутренней полости опорно-поворотного устройства.
Опорно-поворотное устройство может иметь зубчатый венец на наружной
обойме. Тогда внутренняя обойма выполняется из двух колец: верхнего и
нижнего. Внутренняя обойма болтами крепится к поворотной раме, а
наружная — болтами к ходовой раме.
Нормализованное роликовое опорно-поворотное
устройство (рис. 124) имеет большую грузоподъемность, лучшую
равномерность передаваемой нагрузки и, как следствие, меньшие массу и
габариты. Оно состоит из трех колец расположенных между ними роликов,
причем соседние ролики имеют взаимно перпендикулярные оси, которые
наклонены к вертикали под углом 60 или 30°. Внутреннее кольцо 3, болтами
прикрепленное к ходовой раме, имеет зубчатый венец 2, с которым входит в
зацепление выходная шестерня механизма поворота. Наружные кольца болтами
скреплены между собой и прикреплены к поворотной раме. При эксплуатации
следят за затяжкой болтов.
Ролики, катящиеся по дорожкам В, воспринимают действующие вниз нагрузки,
ролики, катящиеся по дорожкам Г, работают как захватные, передавая
усилие от кольца 4 к кольцу 3 и удерживая поворотную раму от
опрокидывания. Ролики смазывают через специальные масленки 7 в кольце 5.