В нашей стране выпускают автомобильные краны грузоподъемностью 5; 6,3;
10 и 16 т с механическим, электрическим и гидравлическим приводом
исполнительных механизмов. В качестве ходового устройства автомобильных
кранов используют шасси грузовых автомобилей, выпускаемых серийно
отечественной промышленностью. Для повышения транспортных свойств крана
используют шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости. Основные
узлы кранов, а также их кинематические, электрические и гидравлические
схемы, системы управления и приборы, обеспечивающие безопасную работу
крана, описаны в соответствующих разделах данного учебника .
§ 39.
АВТОКРАНЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Основной грузозахватный орган кранов с механическим приводом — крюковая
подвеска. Основное стреловое оборудование — решетчатая стрела постоянной
длины или выдвижная стрела. Все краны снабжены сменными видами
стрелового оборудования.
Грузовая и стреловая лебедки (см. рис. 3, а и рис. 58) кранов с
механическим приводом размещены в задней части по-
воротной рамы одна за другой или в одну линию. На конце рамы установлен
противовес. Механизм поворота размещен в передней части платформы между
стойками, на которые опирается стрела крана. В центре поворотной рамы
между грузовой лебедкой и механизмом поворота установлен
реверсивно-распределительный механизм, передающий движение лебедкам и
механизму поворота.
В передней части поворотной рамы находится кабина (рис. 130, а),
переднее окно которой открывается и может фиксироваться в открытом
положении. Для защиты от солнечного света над передним окном установлен
светозащитный козырек 15. Циркуляция воздуха в кабине обеспечивается
вентилятором 13, установленным на пульте 9. На боковой стенке кабины и
её двери закреплены таблички 1, 10 — 12 и 14 с указаниями по управлению
реверсом, включению грузовой и стреловой лебедок, рычагов управления и с
данными по грузоподъемности.
В кабине поворотной рамы сосредоточены органы управления основными
механизмами крана: рычаги управления 3,
7 я 8 (реверсивным механизмом; стреловой лебедкой. и механизмом
поворота; грузовой лебедкой) и педали 4 — 6 (управления дроссельной
заслонкой карбюратора двигателя; аварийного выключения сцепления;
управления сцеплением шасси). У ряда кранов педали аварийного выключения
сцепления нет. На пульте 9 управления (в правом переднем углу кабины)
расположены кнопки 23 и 24 включения стартера и звукового сигнала (рис.
130,6).
На передней стенке кабины под нижней кромкой окна находятся (на рисунке
не показаны) роликовый блок ограничителя грузоподъемности, сигнализатор
наклона крана (СКМ-3) и усилительноисполнительный блок чсигнализатора
опасных напряжений (УАС-1).
Направление движения всех рабочих органов крана изменяют рычагом 3: при
переводе рычага из нейтрального положения в крайнее заднее (на себя)
включают подъем крюка, стрелы и поворот крана влево; при переводе в
крайнее переднее положение (от себя) — опускание груза, стрелы и поворот
крана вправо.
Грузовую лебедку включают, переводя рычаг 7 в
переднее положение (от себя), стреловую — переводя рычаг 8 в переднее
положение (от себя), механизм поворота — переводя тот же рычаг 8 в
заднее положение (на себя).
Для подъема груза выжимают педаль 6, устанавливают рычаги 3 и 7 в
крайнее заднее положение, а затем плавно отпускают педаль 6. По
достижении грузом заданной высоты вновь выжимают педаль 6 и
устанавливают рычаги 7 и 3 в нейтральное положение. Чтобы опустить груз,
рычаг 3 переводят в крайнее заднее положение.
Для подъема стрелы выжимают педаль 6, устанавливают рычаги 3 и 8 в
крайнее заднее положение и плавно отпускают педаль 6. По достижении
стрелой необходимого угла наклона вновь выжимают педаль 6, а затем
переводят рычаги 8 и 3 в нейтральное положение. Опускают стрелу,
переводя рычаг 3 в крайнее переднее положение.
Для поворота крапа влево (или вправо) выжимают педаль 6, устанавливают
рычаг 3 в крайнее заднее (или крайнее пе-реднее) положение и, переводя
рычаг 8 в заднее положение, отпускают педаль 6. Окончив поворот,
выжимают педаль 6 и переводят рычаги 3 и 8 в нейтральное положение.
Для увеличения частоты вращения двигателя, а следовательно, и скорости
исполнительных механизмов нажимают на педаль 4, связанную с дроссельной
заслонкой карбюратора двигателя шасси.
Для аварийного выключения сцепления (в случае выхода из строя
пневмоуправления) пользуются педалью 5, связанной непосредственно
системой тяг с рычагом выключения сцепления шасси.
По окончании подъема (опускания) груза или стрелы лебедки останавливают,
а на их механизмы накладывают тормоза. Система управления обеспечивает
отключение механизма лебедки только после включения тормоза. Для этого
рычаги 3, 7 и 8, а также педаль 6 сблокированы с конечными выключателями
2, встроенными в электрическую цепь элек-тропневматических клапанов
управления соответствующими тормозными пневмокамерами.
Электропневматические клапаны 7 (рис. 131)
управляют пневмокамерами 8 тормозов лебедок.
Управление сцеплением включает в себя пневмоклапан непрямого действия 9
и электропневматический клапан 5. От воздушного баллона 3 через
разобщительный кран 2 и вращающееся соединение 1 сжатый воздух проходит
через пневмоклапан 9 к пневмокамере 6 управления сцеплением. Клапан 5
соединен с основной пневмолинией через тройник 10 и пневмоклапан «ИЛИ»
4. Клапан, служащий для автоматического выключения сцепления при
срабатывании ограничителя грузоподъемности, включен в электрическую цепь
ограничителя. В рабочем положении обмотки электромагнита обесточены и
впускное отверстие клапана 5 перекрыто. Сжатый воздух от пневмоклапана 9
проходит через пневмоклапан 4 к пневмокамере сцепления. При срабатывании
ограничителя грузоподъемности ток проходит через обмотки электромагнита
клапана и впускное отверстие открывается. Сжатый воздух, минуя
пневмоклапан 9, проходит через клапан 5 и пневмоклапан 4 к пневмокамере
6, ко-
торая выжимает сцепление, отключая трансмиссию крана от двигателя.
У крана КС-2561 К между краном 2 и вращающимся соединением 1 установлен
влагоотделитель, а между вращающимся соединением и тройником 10 — второй
тройник, от которого воздух попадает через специальный пневмоклапан
непрямого действия к пневмогидроцилиндру механизма выдвижения стрелы.
Рис. 132. Установка конечных выключателей
электроблокировки рычагов и педалей крана КС-2561 Д: а, б — рычагов
управления лебедками, в, г — рычага реверса, д, е — педали сцепления; 1,
5, 6, 9 — конечные выключатели, 2 — регулировочный винт, 3,4 — рычаги
выключения грузовой и стреловой лебедок, 7 — кронштейны, 8 — пол кабины,
10 — вал сцепления, 11— шарик, 12 — сектор реверса, 13 — упор; I —
контакты выключателей разомкнуты, II — замкнуты
Установка конечных выключателей блокировки рычагов включения лебедок и
реверса и педали сцепления показана на рис. 132. При выключенных рычагах
3 (рис. 132, а) и 4 контакты конечных выключателей 1 и 5 разомкнуты; при
включении рычагов (рис. 132,6) контакты замыкаются.
В нейтральном положении рычага управления реверсом контакты конечного
выключателя 6 (рис. 132, в) размыкаются упором 13, связанным с шариком
11 фиксатора. При включении реверса шарик утапливается в лунку сектора
12 и контакты выключателя замыкаются (рис. 132, г).
При выключении сцепления винт 2 (рис. 132,0), связанный с валом
управле-ния сцеплением, отходит от кнопки конечного выключателя 9 и
контакты последнего размыкаются. При отпущенной педали сцепления (рис.
132, е) контакты выключателя 9 (расположен под полом кабины) замыкаются.
Положение винтов 2 и упора 13 регулируют так, чтобы контакты замыкались
только при полностью включенных муфтах.
При замыкании любого из конечных выключателей размыкаются
соответствующие тормоза и загораются сигнальные лампы на пульте
управления; при размыкании тормоза замыкаются, а сигнальные лампы
гаснут. Принцип действия системы блокировки крана КС-2561 К аналогичен
описанному и отличается только конструкцией систем, воздействующих на
контакты выключателей.
Для уменьшения усилий при установке крана на выносные опоры используют
гидравлический домкрат. Поочередно устанавливают домкрат под каждую из
выносных опор, приподнимают ее и вывинчивают винт до упора в пяту
башмака. На кране КС-2561 К выносные опоры и выключатели подвесок
гидрофициро-ваны. Принципиальная гидравлическая схема привода этих машин
описана в § 16. Гидрораспределитель пробочный секционный с ручным
управлением состоит из напорной секции с предохранительным клапаном,
четырех рабочих и одной сливной секции. Крайние рабочие секции
предназначены для управления соответственно левым и правым
гидроцилиндрами выносных опор. Одна из двух средних секций предназначена
для одновременного управления передними гидроцилиндрами выносных опор, а
вторая — гидроцилиндрами выключателя упругих подвесок.