Краны обычной конструкции могут эксплуатироваться при температуре до
— 40°С; для районов, где температура опускается ниже —40°С, создаются
краны
в северном исполнении (ГОСТ 15150 — 69). Зимний
период — наиболее трудный для эксплуатации кранов. В это время
затрудняется запуск силовой установки, снижаются смазывающие свойства
масел, повышается вязкость рабочей жидкости, снижаются прочностные
свойства металлоконструкций и увеличиваются нагрузки на них, повышается
хрупкость резинотехнических изделий, возрастают число отказов сборочных
единиц, расход топлива и рабочей жидкости, усложняются условия труда
машинистов.
Сезонное техническое обслуживание по переводу крана на зимнюю
эксплуатацию приурочивают к очередному (по графику) техническому
обслуживанию. При этом проверяют и подготавливают к зиме все сборочные
единицы двигателя, детали трансмиссии и крановой установки, системы
управления краном, а также кабину машиниста. В кранах с карбюраторным
двигателем летние марки бензина А-76 заменяют на зимний сорт (ГОСТ 2084
— 77). Для эксплуатации зимой кранов на шасси с дизельным двигателем
применяют дизельные топлива зимнее ДЗ и арктическое ДА (ГОСТ 305-82).
В систему охлаждения заливают воду, подогретую до температуры 60 — 70
°С, или незамерзающие смеси (антифризы). Антифриз ядовит из-за
содержания в нем этиленгликоля, поэтому при работе с ним нельзя курить и
принимать пищу. Во время заправки водой радиатор должен быть полностью .
закрыт утепляющим чехлом. Первые 2 — 3 ведра подогретой воды заливают
при открытых спускных кранах в радиаторе и блоке двигателя, что
способствует лучшему прогреву двигателя. Заправка охлажденного двигателя
кипящей водой может вызвать трещины в его водяной рубашке.
Для облегчения запуска двигателей топливный насос и топливные фильтры
рекомендуется подогревать горячей водой. При временных остановках крана
периодически запускают двигатель, чтобы не произошло замерзания воды в
системе охлаждения.
Смазочную систему и картер двигателя промывают чистым маловязким маслом,
которое заливают в систему, через 10—15 мин работы двигателя на хо-
лостых оборотах масло сливают. После этого систему заполняют зимним
маслом. При запуске двигателя следят за показаниями масляного манометра.
Работа двигателя под нагрузкой допускается только при рабочем давлении
масла в системе.
Перед началом работы двигатель прогревают до тех пор, пока температура
жидкости в системе охлаждения не повысится до 50°С. Это требование
обусловлено тем, что при работе двигателя под нагрузкой изнашивание его
деталей резко увеличивается с понижением температуры, а мощность и
экономичность при этом падают.
Плотность электролита подготовленной к зиме аккумуляторной батареи
должна быть такой, чтобы он не замерзал при отрицательной температуре.
Гидрооборудование кранов зимой заполняют рабочими жидкостями (МГ-30,
АМГ-10, ВМГЗ). Во избежание обледенения штоки гидроцилиндров не должны
находиться длительное время открытыми, так как образовавшийся на них лед
может повредить резиновые кольца уплотнений. Перед пуском крана в работу
гидросистему прогревают. Для этого пуск насосов начинают на минимальных
оборотах двигателя, затем их постепенно увеличивают до номинальных.
После 5 — 10 мин работы насосов на холостом ходу выполняют рабочие
операции без груза в течение 10—15 мин, последовательно включая
гидромоторы рабочих механизмов. Только после этого приступают к
выполнению рабочих операций под нагрузкой.
В кабине крана устанавливают отопительные приборы.
После длительной стоянки крана при температуре воздуха ниже — 30 °С
первые
15 — 20 мин двигаются со скоростью, не превышающей 15 — 20 км/ч, избегая
ударов шин о неровности дороги, так как переохлажденная резина теряет
эластичность, становится хрупкой и ее легко повредить при ударе. В
кранах, работающих в северной зоне, используют канаты, смазываемые
морозостойкой канатной смазкой «Торсиол-55», маслом АУ, что обеспечивает
им эластичность при отрицательных температурах.
Рабочую площадку перед установкой
крана очищают от неутрамбованного снега. На
выносные опоры кран устанавливают так, чтобы исключалось проскальзывание
их подкладок и башмаков по мерзлой земле и обледеневшему снегу.
При сильных морозах снижается хла-достойкость металлоконструкций. В
связи с этим машинист не должен допускать резких рывков и перегрузок.
При длительном пребывании на объекте во избежание примерзания шин к
основанию кран ставят на прокладки из досок или других изолирующих
материалов.