При установке автомобильных кранов на выносные опоры упругие подвески
шасси базового автомобиля прогибаются под действием нагрузки от веса
моста шасси и мост не отрывается от грунта. В результате уменьшается
момент, удерживающий кран от опрокидывания, и, следовательно, снижается
устойчивость крана. При работе без выносных опор правая и левая подвески
моста деформируются неравномерно, что приводит к наклону поворотной рамы
и в конечном итоге к уменьшению устойчивости крана. Для повышения
устойчивости автомобильных стреловых кранов во время работы применяют
выключатели упругих подвесок или стабилизаторы.
Выключатель упругих подвесок предназначен для жесткого соединения осей
шасси с ходовой рамой. При установке крана на выносные опоры задний
мост, прижатый к раме, отрывается от грунта
и его вес увеличивает удерживающий момент, повышая устойчивость крана.
Выключатель подвески состоит из двух одинаковых механизмов,
устанавливаемых на ходовой раме крана с правой и левой ее сторон над
рессорами шасси. Каждый из механизмов представляет собой систему
рычагов, приводимую в действие парой «винт — гайка».
Выключателями подвесок шасси кранов с одним задним мостом (рис. 128, а)
управляют гидроцилиндрами 6, гильзы которых подвешены на осях на ходовой
раме 5. Шток гидроцилиндра пальцем 7 соединен с блокирующим рычагом 4.
При выдвижении штока гидроцилиндра рычаг поворачивается влево, а его
блокирующий ролик 2 входит в паз захвата 3, приваренного к верхней
накладке рессоры 1, и жестко соединяет между собой ходовую раму 5 с
мостом шасси. Выключатели подвесок задних мостов трехосных шасси служат
для равномерного распределения нагрузки на рессоры задних балансирных
подвесок при работе крана.
На шасси кранов с задней тележкой устанавливают выключатель подвесок,
включаемый гидроцилиндром 6 (рис.128,6). С помощью вилки И и уха
гидроцилиндр соединен шарнирно с рычагами 4, установленными на осях
ходовой рамы крана. Рядом с рычагами 4 на осях установлены рычаги 9,
которые через тяги 8 связаны с мостами 14 базового автомобиля. При
выдвижении гидроцилиндра рычаги 4 поворачиваются вокруг своих осей, а
специальные ролики (на рисунке не видны), установленные на осях 10,
входят в пазы рычагов 9. В транспортном положении пружинное устройство
12 прижимает всю систему к упорам 13, предо-
храняя гидроцилиндр от раскачивания и удерживая его в исходном
положении.
Стабилизатор, устанавливаемый на ходовой раме крана, состоит из двух
выключателей подвесок, связанных между собой валом, что позволяет
уравнивать деформации подвесок. Следует иметь в виду, что; улучшая
процесс работы крана, стабилизатор ухудшает условия его передвижения,
так как, связывая дополнительно рессоры между собой, делает подвеску
осей более жесткой.
Стабилизатор шасси кранов с одним задним мостом (рис. 129, а) состоит из
двух рычагов 3 и 4, соединенных между собой торсионным валом 5, который
установлен во втулках ходовой рамы (на рисунке не показана). Рычаг 3
тягами 2 соединен с вильчатыми подушками 1 рессор. Управляют
стабилизатором вручную с помощью штока 9, который тягой 8 соединен с
подвижным упором 6, установленным на ходовой раме. При работе крана упор
жестко блокирует рычаг 4 в ходовой раме, не давая ему повернуться вместе
с валом 5. Рессоры крана остаются нагруженными. В транспортном положении
упор 6 занимает положение 6а, при этом рычаг 4 и вместе с ним вал 5
получают возможность поворачиваться. Шток 9 удерживается в рабочем или
транспортном положении фиксатором 10.
Левый рычаг 3 стабилизатора может выполняться двуплечим (рис. 129,6), а
его блокировка — с помощью винта 13 и гайки 14.
Горизонтальный вал 5 таких стабилизаторов проходит через ходовую раму 16
крана. Серьги 15 соединены с подушка-
ми 1 рессор. При воздействии винта на двуплечий рычаг 3 последний, а
вместе с ним вал 5 и установленный на нем правый рычаг поворачиваются.
Рычаги поднимают серьги 15 и притягивают рессоры 12 к лонжеронам И.
Стабилизатор шасси кранов с задней тележкой (рис. 129, в) служит для
равномерного распределения нагрузки на задние мосты. Арки 17
стабилизатора крепятся на осях мостов. Стабилизатор состоит из вала 5,
двух траверс 19 и серег 15.
Контрольные вопросы
1. Назовите принципиальные конструктивные особенности поворотных рам
кранов с механическим, электрическим и гидравлическим приводом. 2. Как
устроено и работает шариковое опорно-поворотное устройство? 3. В чем
преимущества нормализованного роликового опорно-поворотного устройства
перед шариковым? 4. Какие типы выносных опор применяют на автомобильных
кранах?
5. Для чего предназначен и как работает выключатель упругих подвесок
крана?