Под хранением подразумевается содержание не используемого по назначению
крана в заданном состоянии в отведенном для его размещения месте с
обеспечением сохранности в течение заданного срока.
Различают кратковременное (до 3 мес) и длительное хранение. При
подготовке крана к кратковременному хранению производят очереднре
техническое обслуживание и, кроме того, выполняют следующее:
восстанавливают поврежденную окраску всех окрашенных поверхностей,
причем предварительно места с поврежденной окраской очищают от ржавчины,
грязи и обезжиривают;
канат грузовой лебедки разматывают до конца, очищают от грязи, смазывают
канатной смазкой, после чего наматывают под нагрузкой; ручьи всех блоков
(стрелы, крюковой обоймы) очищают от грязи и ржавчины;
все неокрашенные места крана очищают от грязи и ржавчины, смазывают
солидолом, обертывают пергаментной бумагой в два слоя и обвязывают
шнуром;
осматривают замки и петли двери кабины, люков кабины, ящиков для
запасного инструмента (ЗИП); устраняют обнаруженные дефекты;
проверяют состояние проводки, контактных соединений; нарушенную изоляцию
восстанавливают;
проверяют все приборы освещения крана, на стекла фар и кабины машиниста
приклеивают солидолом парафинированную или пергаментную бумагу, не
допуская попадания смазки на резиновые замки стекол;
шкивы тормозов очищают от грязи, ржавчины и красят бесцветным лаком;
заполняют картеры механизмов и агрегатов
соответствующими (сезонными) сортами смазочных материалов; заполняют
гидросистему рабочей жидкостью, со-ответствующей сезону;
консервируют ЗИП: смазывают солидолом, обертывают пергаментной бумагой,
навешивают бирки с порядковым номером детали и укладывают на место;
после консервации крана пломбируют дверь, люк и переднее окно кабины
машиниста, ящик с ЗИПом;
при хранении крана на открытой площадке поворотную платформу, стрелу и
кабину машиниста закрывают чехлами (тентами). Крюк при хранении
зацепляют за чалочное устройство, оставляя грузовой канат незатянутым.
При снятии крана с кратковременного хранения выполняют следующее:
расконсервируют шасси и кран в целом; распломбируют ящики ЗИП а, дверь,
переднее окно и люк, расконсервируют ЗИП;
стирают ветошью солидол (без промывки бензином) с ручек двери кабины и
других смазанных при постановке на хранение неокрашенных нерабочих
поверхностей ;
снимают бумагу со стекол кабины машиниста, протирают стекла сначала
сухой ветошью, затем смоченной в бензине и опять сухой;
промывают бензином поверхность тормозного барабана и протирают ее сухой
ветошью;
производят ежесменное техническое обслуживание;
проверяют вхолостую работу всех механизмов и сборочных единиц крана,
приборов освещения и сигнализации.
При подготовке крана к длительному хранению выполняют очередное
техническое обслуживание (в том числе сезонное, если наступил его срок),
работы по подготовке к кратковременному хранению и дополнительно
следующее:
разбирают механизм блокировки подвески, очищают все детали от грязи и
ржавчины, красят тяги, рычаги и кронштейны, смазывают солидолом оси,
шарнирные подшипники, собирают механизм блокировки;
снимают выносные опоры, очищают их от грязи и ржавчины, красят, оси
и пальцы смазывают солидолом, ставят выносные опоры на место;
гидроцилиндры очищают от грязи, промывают, восстанавливают поврежденную
окраску;
разбирают крюковую обойму и стрелу, очищают от грязи и ржавчины,
восстанавливают поврежденную окраску, смазывают подшипники и оси обоймы
солидолом, собирают обойму;
разбирают полиспаст телескопа и цилиндр, очищают от грязи и ржавчины,
восстанавливают поврежденную окраску, смазывают солидолом; цилиндр
промывают и смазывают рабочей жидкостью, собирают механизм телескопа и
стрелу;
снимают ось блоков на головке стрелы, очищают от грязи и ржавчины,
смазывают солидолом и вновь собирают;
разбирают приводы топливоподачи и управления рабочими операциями,
очищают все детали от грязи и ржавчины, неокрашенные поверхности
смазывают солидолом, а канат — канатной смазкой, собирают привод;
установленные на кране таблички очищают от грязи, протирают насухо и
смазывают ровным слоем смазки (техническим вазелином);
разбирают фару на стреле, очищают, смазывают солидолом и обертывают
парафинированной бумагой или тканью (или снимают и хранят в кабине
машиниста);
снимают сиденье машиниста, очищают от грязи и ржавчины и восстанавливают
наружную окраску, смазывают, собирают;
очищают шкивы тормозов от грязи, ржавчины, протирают, окрашивают
бесцветным лаком, прокладывает парафинированную бумагу между колодками,
лентой и шкивами.
При длительном хранении кран должен находиться преимущественно в
закрытом помещении.
При снятии крана с длительного хранения выполняют все работы по снятию
крана с кратковременного хранения и производят внеочередное техническое
освидетельствование в соответствии с действующими Правилами устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
При обкатке сборочных единиц вхоло-стую и под нагрузкой проверяют
качество сборки, надежность соединений и уплотнений, нагрев подшипников
(не более 50 °С при густой смазке и 80 °С при жидкой), равномерность
шума и стука, легкость переключения передач, надежность креплений. При
реверсивной передаче обкатку производят в обоих направлениях. По
окончании обкатки масло сливают и заливают свежее согласно таблице
смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации.
Контрольные вопросы
1. Что называется технической эксплуатацией автомобильных кранов? 2.
Каково назначение и содержание Правил устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов?
3. Что входит в эксплуатационную документацию крана? 4. Каковы
назначение и содержание паспорта автомобильного крана? 5. Какова цель
технического освидетельствования крана? 6. Как оформляют допуск
машиниста автомобильного крана к работе? 7. Перечислите способы
транспортирования автомобильных кранов. 8. Каковы основные правила
хранения автомобильных кранов?