УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ С ВИНТАМИ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ С ВИНТАМИ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА

Винт регулируемого шага (ВРШ) —это гребной винт, у которого угол разворота лопастей регулируется.

Важнейшая особенность судна с ВРШ: главный двигатель сохраняет неизменную частоту вращения гребного винта во время маневров судна; поворотом лопастей, изменяя шаг винта во время его вращения, можно регулировать скорость судна в полном диапазоне скоростей: полный вперед — стоп — полный назад.

В качестве двигателя используются нереверсивные силовые установки. Управление работой ВРШ производится с мостика без остановки гребного вала путем изменения угла поворота лопастей.

Винты регулируемого шага так же, как и винты фиксируемого шага, могут быть правого и левого вращения (шага).

Винты регулируемого шага имеют ряд преимуществ перед винтами фиксированного шага:

используется полная мощность двигателя при максимальной частоте вращения винта как на переднем, так и на заднем ходах;
 

время реверса сокращается на 30—40%; сведено к минимуму количество пусков двигателя; сокращается время торможения и длина тормозного пути судна;

используется широкий диапазон регулирования ходов при дистанционном управлении с мостика;

облегчаются швартовные операции за счет регулирования ходов и возможности планового, без толчков, подхода к причалу на .минимальном ходу;

высокая степень маневренности при расхождении судов и при плавании в сложной обстановке.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ С КРЫЛЬЧАТЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ

Крыльчатый движитель объединяет функции руля и винта значительно улучшает маневренные качества судна — позволяет осуществлять поворот судна в любом направлении из положения «Стоп», делать разворот на месте и перемещаться боком.

Движители такого типа широко применяются на портовых буксирах, паромах, траулерах — на судах, для которых необходима высокая маневренность.

Крыльчатый движитель представляет собой диск с вертикальной осью вращения, установленный заподлицо с днищевой обшивкой корпуса судна. По окружности диска установлены вертикальные поворотные лопасти крыльчатого профиля.

При вращения диска лопасти разворачиваются в различные положения относительно водяного потока. Регулированием поворота лопастей создается упор нужного направления.

Применение крыльчатого движителя дает следующие преимущества:

движители можно установить в любой части судна, управление ими осуществляется непосредственно с мостика;

к. п. д. крыльчатого движителя выше по сравнению с к. п. д. гребного винта;

отпадает необходимость реверсирования двигателя; на различных режимах движения судна достигается использование полной мощности двигателя, причем сила тяги движителя может быть направлена в любую сторону;

высокие тормозные свойства (длина тормозного пути не превосходит длины корпуса судна).

Буксирные суда, оборудованные крыльчатыми движителями, обладают следующими преимуществами: подход к судну для работы на упор или для приема буксира производится мягко, без толчков.
 

 

УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

 

 

Суда на подводных крыльях при небольших размерах и малом водоизмещении имеют очень мощные силовые установки и скорость до 60 уз.

Управление судном на подводных крыльях имеет свои особенности, так как судно может двигаться на корпусе и на подводных крыльях.

Маневрирование судна «на корпусе» мало отличается от маневрирования обычных двухвинтовых судов.

При плавании «на корпусе» судно разгоняет большую волну, что следует учитывать при следовании по внутренней акватории порта вблизи стоящих на швартовах судов. Целесообразно в стесненных условиях идти на одной машине.

Швартовные операции судов на подводных крыльях также не отличаются от швартовных операций двухвинтовых судов. Перед швартовкой следует заблаговременно перевести судно из режима «на крыльях» на режим «на корпусе».

Особенности плавания судна в положении «на крыльях». Выход «на крылья» является ответственным моментом движения судна. Эту операцию можно производить только на чистой воде, где имеется достаточно пространства для разгона судна. При движении «на крыльях» судно хорошо управляется и слушается руля. Диаметр циркуляции судна при движении на крыльях составляет 8—10 длин корпуса. При плавании на волнении управление осложняется, так как судно зарывается и испытывает сильные удары волн о корпус. В этом случае необходимо подбирать оптимальный режим движения судна, вплоть до изменения режима плавания и перевода судна в положение «на корпус».

При пониженной видимости движение судна следует продолжать в режиме «на корпусе», следовать умеренным ходом, сообразуясь с условиями плавания.