СЪЕМКА С ЯКОРЯ

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

СЪЕМКА С ЯКОРЯ

Рекомендуется предварительно наметить план съемки судна с якоря и выхода из района стоянки с учетом маневренных качеств судна, навигационной и гидрометеорологической обстановки.

Привести судно в походное состояние: подготовить и проверить действие главного двигателя, рулевого и якорного устройств, машинного телеграфа, телефона и т. п.

Съемка с якоря при благоприятной погоде на открытом рейде не сопряжена с трудностями, но и в этом случае требуется внимание и четкость в работе.
 

По мере выбирания якорь-цепи штурман на баке должен следить за ее положением и сообщать на мостик направление, силу натяжения и количество смычек якорь-цепи. Количество ударов в колокол указывает количество вытравленных смычек якорь-цепи.

Положение якорь-цепи «панер» — частые удары в колокол. В момент, когда лапы якоря оторвутся от грунта, подается сигнал «якорь встал» — один удар в колокол. С этого момента судно считается на ходу. Следует убрать якорные сигналы и в темное время суток включить ходовые огни.

По выходе якоря из воды подается сигнал колоколом два удара. По получении доклада с бака «якорь чист» можно дать ход машине и начать маневрирование.

Съемка с якоря на стесненной акватории, в тех случаях, когда судно не стоит носом на выход, осуществляется путем разворота судна на якоре с помощью руля и машины. Для выполнения этого маневра следует предварительно подобрать якорь-цепь, руль переложить в сторону отданного якоря, на малом переднем ходу выйти на нужный курс, остановить машину, выбрать якорь и дать судну ход вперед. Подобный маневр следует осуществлять и в тех случаях; когда судно снимается с якоря на сильно действующем течении, чтобы развернуться для следования по течению.

Следует иметь в виду, что диаметр циркуляции судна при развороте на течении без помощи якоря будет намного больше тактического диаметра циркуляции этого судна.

Если судно стоит на двух якорях, то, если позволяет погода, второй якорь выбрать заранее и до отхода оставаться на одном. При стоянке судна на двух якорях, когда разница в длине вытравленных якорных цепей менее одной глубины, оба якоря можно выбирать одновременно.

При большой разнице в длине вытравленных якорных цепей на небольших глубинах оба якоря также можно выбирать одновременно. В момент прихода одного якоря в клюз судно будет удерживаться на втором якоре. Однако лучше выбирать якоря поочередно, первоначально выбрать тот якорь, у которого вытравлено меньше якорь-цепи, или якорь того борта, который расположен ближе к опасностям или стоящим судам.

При съемке с якоря при стоянке «фертоинг» первым нужно выбирать якорь, смотрящий по корме, при этом потравливать цепь якоря, смотрящего по носу судна.

При съемке с якоря во время сильного ветра, чтобы уменьшить напряжение якорь-цепи, следует подрабатывать машиной вперед, наблюдая при этом за тем, чтобы якорь-цепь смотрела вперед и не имела излишней слабины. Если машину не использовать, то при сильном натяжении якорь-цепи якорь может поползти раньше, чем будет выбран, и судно начнет дрейфовать. В случае опасного дрейфа судна следует дать машине ход вперед и, протаскивая якорь по грунту, выходить носом на ветер. На каменистом грунте такая операция недопустима, так как может привести к потере якоря.

При выбирании якоря якорь-цепь может пойти под корпус судна либо лечь через форштевень на излом и испытывать большие напряжения. В этом случае необходимо приостановить выбирание до тех пор, пока якорь-цепь не очистится.

При запутывании якорь-цепи очистку лучше производить, стоя на другом якоре либо положив судно в дрейф. Однако, при необходимости, можно освободить якорь-цепь и на малом ходу судна.

Если лапы якоря зацепили чужую цепь, то очистку следует производить на этом же месте, подрабатывая машиной лишь для того, чтобы удерживать судно.

При съемке с якоря в штормовую погоду, когда остается две-три смычки якорь-цепи, судно испытывает особенно сильные рывки. Чтобы избежать аварии (поломки брашпиля, потери якоря), необходимо работой машины и действиями руля создать слабину якорь-цепи, т. е. уменьшить ее напряжение. Если, несмотря на принятые меры, опасный дрейф не прекращается и не представляется возможным выбрать якорь, следует расклепать якорь-цепь и вывести судно в море. К концу расклепанной цепи прикрепить буек с буйрепом, чтобы впоследствии иметь возможность обнаружить якорь.

В исключительных случаях, когда из-за недостатка времени или пространства или из-за близко расположенных судов и других опасностей не представляется возможным расклепать якорь-цепь, рекомендуется вытравить якорь-цепь до жвака-галса, разобщить глаголь-гак, предварительно присоединив к якорь-цепи буек, и выйти в море.

Съемка с якоря на крупной зыби чрезвычайно сложна и опасна, особенно на больших глубинах. Судно, поднимаясь и опускаясь на волне, в момент, когда якорь-цепь близка к положению «панер», может рывком оборвать цепь или повредить брашпиль. Рекомендуется при восхождении носа судна на волну приостанавливать выбор якорь-цепи.