В зависимости от цели и продолжительности стоянки, особенностей порта и
причала, характера грузовых операций, погодных условий судно может быть
поставлено на якорь либо ошвартовано следующими способами: лагом к
причалу с якорем или без него, кормой к причалу на одном или двух якорях
лагом к борту другого судна, на рейдовые швартовные средства.
Перед прибытием на судно для постановки его к причалу лоцман должен
осмотреть место, предназначенное для швартовки, и подходы к нему.
Убедиться, что на причале имеются швартовщи-ки, стрелы портовых кранов
не выступают за кордон причала и в темное время суток обеспечено
достаточное освещение места швартовки.
До начала маневров лоцман должен получить от капитана следующие
сведения: главные размерения судна, осадка, дифферент, крен, маневренные
качества, готовность якорного и рулевого устройства, состояние компасов,
готовность к действию судового свистка, род, количество и мощность
главных двигателей, количество винтов и шаг винта, соответствие частоты
вращения винта скорости судна, и совместно с капитаном наметить план
действий.
Лоцман обязан информировать капитана об особенностях предстоящей
операции по проводке и швартовке судна и сообщить ёму следующее:
расположение причала и длину его свободной части, положение портальных
кранов, глубины на подходах к причалу и вдоль него, возможные колебания
уровня воды и другие сведения, которые могут оказать влияние на
маневрирование судна и швартовные операции.
Выбор способа маневрирования диктуется обстоятельствами операции, при
этом учитываются: маневренные качества и осадка судна, наличие буксирных
судов и их мощность, степень стесненности акватории, прогноз погоды,
направление и сила ветра, направление и скорость течения, надежность
крепления судна и безопасность стоянки его у причала, возможность
выполнения грузовых операций и безопасного отхода от места стоянки при
различных обстоятельствах. Действие всех факторов, оказывающих влияние
на выполнение маневра по проводке и швартовке судна, следует учитывать в
их совокупности.