ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

§ 4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДОВ



ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ


Направляющая насадка — металлическое кольцо соосно с гребным винтом, закрепленное на корпусе судна. Гребной винт размещается в самом узком месте насадки, что способствует возрастанию скорости потока воды, проходящего через насадку, и создает благоприятные условия для работы винта. Насадка повышает пропульсивный к. п. д. гребного винта, так как в ней при движении судна создается дополнительный упор (повышается сила тяги винта). С увеличением скорости судна и уменьшением нагрузки на винт эффективность насадки уменьшается. Направляющие насадки применяются на буксирах, ледоколах и грузовых судах.

Насадка повышает коэффициент пропульсивности гребного винта для буксиров на 25—30%, для транспортных судов на 10—12%.

Поворотная насадка (скрепляется с баллером руля) улучшает поворотливость судна и уменьшает диаметр циркуляции.
Наличие насадки на судах, плавающих в каналах, выравнивает потери воды за кормой, что уменьшает размывание стенок канала от работы гребного винта.

Контрвинт — неподвижный винт, устанавливаемый впереди или позади гребного винта. Лопасти контрвинта спрямляют закрученный гребным винтом поток воды и, таким образом, улучшают режим работы винта. Установка контрвинта дает повышение пропульсивного к. п. д. гребного винта на 10—12%, однако контрвинты ухудшают управляемость судов, приводят к увеличению диаметра циркуляции и ухудшают маневренность судна на заднем ходу.

Обтекаемый руль — так же, как и контрвинт, уменьшает потери на закручивание потока воды гребным винтом и дает повышение пропульсивного к. п. д. на 7—12%. Повышение эффективности работы винтов достигается удобообтекаемой формой комплекса руль—рудерпост, ступицы и пера руля. Обтекаемые рули уменьшают сопротивление винто-рулевого комплекса движению судна и значительно улучшают управляемость судов. Диаметр циркуляции судна, оборудованного обтекаемым рулем, уменьшается. Судно становится чувствительным к малым кладкам руля, что уменьшает тормозное влияние руля и увеличивает скорость судна.

Лропульсивные наделки устанавливаются на руле и рудерпосте соосно с гребным винтом. Наделка расположена за ступицей гребного винта на пере руля, образуя вместе со ступицей удобообтекаемый профиль. Это препятствует сужению струи винта и возникновению завихрений, вследствие чего винт и руль работают в более однородной по плотности среде. В результате чего руль работает более эффективно и увеличивает пропульсив-ный к. п. д. винта. На буксирах наделки увеличивают тягу на 10—15%, на грузовых судах благоприятно влияют на уменьшение вибрации кормовой части судна и повышают скорость судна на 0,3—0,5 уз.

Активный руль — обыкновенный руль, оборудованный вспомогательным винтом, расположенным за задней кромкой пера руля. Вспомогательный винт приводится в движение электромотором, вмонтированным в перо руля, управление которым производится с поста управления, установленного на мостике судна.

При перекладке руля вспомогательный винт увеличивает разворачивающий момент руля и способствует повороту судна.

Активный руль особенно эффективен на малых ходах именно тогда, когда обычный руль оказывает незначительное влияние на поворотливость судна. Активный руль повышает маневренность даже на самых малых ходах, когда обычный руль не обеспечивает хорошей управляемости судна.

Активный руль позволяет осуществить поворот судна при полном отсутствии хода, т. е. судно возможно развернуть практически на месте.
 

 

Активный руль выполняет также функцию запасного движителя, а при маневрировании на стесненной акватории может выполнять функции основного движителя, позволяя судну развить скорость 3—5 уз, что вполне обеспечит выполнение швартовных операций. Поэтому активный руль рассматривается и как аварийный движитель.

Одновременная работа главного гребного винта и винта активного руля дает возможность заметно увеличить скорость движения судна.

Подруливающие устройства — специальные приспособления, служащие для улучшения маневренности судна. Используются в основном при швартовных операциях и маневрировании на ограниченной акватории. Наиболее эффективны при работе на малых ходах судна.

Туннельное подруливающее устройство представляет собой вспомогательный гребной винт, установленный в специальном туннеле, ниже ватерлинии судна, перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Работа движителя в поперечном направлении улучшает поворотливость.

Гидрореактивнде подруливающее устройство основано на принципе действия гидрореактивного аппарата в виде трубы, через которую центробежным насосом прокачивается забортная вода. В трубе установлен винт с двусторонним упором. Труба установлена ниже ватерлинии перпендикулярно диаметральной плоскости судна.

Наличие двух подруливающих устройств в носовой и в кормовой части судна особенно повышает его маневренность, дает возможность судну перемещаться лагом со скоростью 0,3—0,4 м/с.