Постановка судна на два якоря осуществляется для обеспечения надежности
стоянки, когда держащая сила одного якоря может оказаться недостаточной,
и для уменьшения площади циркуляции на стесненных рейдах, когда стоянка
на одном якоре с большим количеством вытравленной якорь-цепи
недопустима.
Судно, стоящее на двух якорях, меньше подвержено рысканию, чем судно,
стоящее на одном якоре. В случае обрыва одного
якоря судно может некоторое время удерживаться на
втором.
Недостатки стоянки на двух якорях следующие: сложность маневра при
постановке на якоря и при съемке с якорей (по сравнению с выполнением
подобных маневров с одним якорем), возможность закручивания якорь-цепей
при изменении направления ветра или течения.
При стоянке на двух якорях угол разноса якорь-цепей зависит от
расстояния между местами их отдачи и от количества смычек вытравленных
якорь-цепей. Обычно угол устанавливается в пределах 30—120° в
зависимости от условий стоянки.
При стоянке на рейде, где действуют приливо-отливные течения, якоря
надлежит класть с таким расчетом, чтобы судно попеременно выходило на
тот или другой якорь.
В штормовую погоду стоянка судна на двух якорях более надежна, особенно,
когда обе вытравленные якорные цепи имеют одинаковую длину и работают
равномерно.
Суда, имеющие кормовой якорь, могут становиться на носовой и кормовой
якоря для того, чтобы установить судно в наиболее выгодное положение при
грузовых операциях на рейде или в стесненной обстановке.
Стоянка на одном якоре менее надежна, но имеет некоторые преимущества:
удобство и быстрота постановки, отсутствие
опасности запутывания якорь-цепи.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ НА ДВА ЯКОРЯ
Такие способы применяются для создания наиболее благоприятных условий
стоянки судна в различных условиях: постановка судна способом
«фертоинг», постановка на два якоря, положенных «гуськом», способ
скрещивающихся цепей, стоянка на шпринге.
Особенностью способа «фертоинг» является большой угол разноса
якорь-цепей (120—180°), что обеспечивает малый радиус циркуляции судна.
Недостатки способа:
якорь-цепи из-за большого разноса в свежую погоду испытывают большие
напряжения; судно практически удерживается только на одном якоре; при
перемене ветра или течения возможно скручивание якорь-цепи. Для
предотвращения скручивания якорных цепей применяются фертоинговые скобы.
Постановка судна на якоря, положенные «гуськом», применяется для
обеспечения длительной стоянки судна на открытом рейде. В этом случае
используют два якоря, соединенных последовательно, один за другим.
Постановка судна на шпринг позволяет расположить судно под углом к ветру
или течению, что дает возможность производить необходимые работы со
стороны защищенного от ветра и волнения борта, Операция осуществляется с
помощью станового якоря и шпринга, который крепится за якорь-цепь, либо
с помощью двух якорей — станового и кормового. При отсутствии кормового
якоря можно использовать верп.
Недостаток способа: при постановке на шпринг судно стоит бортом к ветру
(течению), вследствие чего возникает большая нагрузка на якорь-цепь, что
при неблагоприятных условиях может привести к дрейфу судна и обрыву
якорей.