ПОСТАНОВКА НА ДВА ЯКОРЯ

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ПОСТАНОВКА НА ДВА ЯКОРЯ

Постановка судна на два якоря осуществляется для обеспечения надежности стоянки, когда держащая сила одного якоря может оказаться недостаточной, и для уменьшения площади циркуляции на стесненных рейдах, когда стоянка на одном якоре с большим количеством вытравленной якорь-цепи недопустима.

Судно, стоящее на двух якорях, меньше подвержено рысканию, чем судно, стоящее на одном якоре. В случае обрыва одного
 

якоря судно может некоторое время удерживаться на втором.

Недостатки стоянки на двух якорях следующие: сложность маневра при постановке на якоря и при съемке с якорей (по сравнению с выполнением подобных маневров с одним якорем), возможность закручивания якорь-цепей при изменении направления ветра или течения.

При стоянке на двух якорях угол разноса якорь-цепей зависит от расстояния между местами их отдачи и от количества смычек вытравленных якорь-цепей. Обычно угол устанавливается в пределах 30—120° в зависимости от условий стоянки.

При стоянке на рейде, где действуют приливо-отливные течения, якоря надлежит класть с таким расчетом, чтобы судно попеременно выходило на тот или другой якорь.

В штормовую погоду стоянка судна на двух якорях более надежна, особенно, когда обе вытравленные якорные цепи имеют одинаковую длину и работают равномерно.

Суда, имеющие кормовой якорь, могут становиться на носовой и кормовой якоря для того, чтобы установить судно в наиболее выгодное положение при грузовых операциях на рейде или в стесненной обстановке.

Стоянка на одном якоре менее надежна, но имеет некоторые преимущества: удобство и быстрота постановки, отсутствие
опасности запутывания якорь-цепи.

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ НА ДВА ЯКОРЯ

Такие способы применяются для создания наиболее благоприятных условий стоянки судна в различных условиях: постановка судна способом «фертоинг», постановка на два якоря, положенных «гуськом», способ скрещивающихся цепей, стоянка на шпринге.

Особенностью способа «фертоинг» является большой угол разноса якорь-цепей (120—180°), что обеспечивает малый радиус циркуляции судна. Недостатки способа:

якорь-цепи из-за большого разноса в свежую погоду испытывают большие напряжения; судно практически удерживается только на одном якоре; при перемене ветра или течения возможно скручивание якорь-цепи. Для предотвращения скручивания якорных цепей применяются фертоинговые скобы.

Постановка судна на якоря, положенные «гуськом», применяется для обеспечения длительной стоянки судна на открытом рейде. В этом случае используют два якоря, соединенных последовательно, один за другим.

Постановка судна на шпринг позволяет расположить судно под углом к ветру или течению, что дает возможность производить необходимые работы со стороны защищенного от ветра и волнения борта, Операция осуществляется с помощью станового якоря и шпринга, который крепится за якорь-цепь, либо с помощью двух якорей — станового и кормового. При отсутствии кормового якоря можно использовать верп.

Недостаток способа: при постановке на шпринг судно стоит бортом к ветру (течению), вследствие чего возникает большая нагрузка на якорь-цепь, что при неблагоприятных условиях может привести к дрейфу судна и обрыву якорей.