ШВАРТОВКА ЛАГОМ К ПРИЧАЛУ

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ШВАРТОВКА ЛАГОМ К ПРИЧАЛУ

Подход судна к причалу и швартовке рассматриваются как ряд этапов маневрирования: вход в порт и маневры на подходе к причалу, разворот судна в определенное по отношению к причалу положение, подача швартовных тросов на берег (период, во время которого судно должно удерживаться на месте без хода и дрейфа).

Критерием маневрирования являются пространство для маневрирования, скорость судна, его загрузка, сила и направление ветра (течения). При входе в порт в условиях стеснен^ ной обстановки скорость судна должна быть минимальной, достаточной для управляемости с учетом действия на него аэродинамических и гидродинамических сил (ветра, течения, волнения).

Задача разворота у причала и удержания судна в момент швартовки без хода и дрейфа решается с помощью средств активного управления судном: работой машин, руля и использованием одного или двух якорей и швартовного устройства.

Скорость сближения судна с причалом и угол подхода являются важнейшими факторами, влияющими на безопасность швартовных операций.

Сила навала корпуса на причал определяется массой судна, скоростью движения точки корпуса судна, которая первой вступает в контакт с отбойным устройством и расстоянием контактирующей точки от центра тяжести судна (сила удара тем меньше, чем дальше точка контакта отстоит от центра тяжести судна).

Рекомендуется ориентировать судно таким образом, чтобы точка первоначального соприкосновения с причалом была бы возможно дальше от центра тяжести судна. При этом следует уменьшить до минимума скорость движения точки корпуса, которая
первой вступает в контакт с причалом. Для этого целесообразно комбинировать поступательное и вращательное движение судна, что уменьшит силу удара, так как векторы этих сил направлены в разные стороны. Обычно при швартовке первый контакт судна с причалом происходит в районе носовой скулы.

При подходе к причалу судно должно иметь минимальное движение вперед, достаточное для управляемости, с тем, чтобы в нужный момент была возможность остановить поступательное движение работой машины и якорем.

Подход лучше осуществлять под острым углом либо параллельно причалу на некотором расстоянии от него с учетом условий погоды, состояния судна, борта швартовки, шага винта и характера причала. Однако при свежем прижимном ветре курс судна следует располагать почти перпендикулярно причальной линии и швартоваться с отдачей якоря.

Крупнотоннажные суда, швартовка которых производится с помощью буксиров, следует подводить и останавливать в положении, параллельном причалу, с помощью швартовных ботов подать на берег швартовные тросы и, не разгоняя судно, подводить его к стенке причала.

При швартовке лагом нельзя подводить корму судна раньше, чем носовую часть, так как это грозит повреждению винта и руля. Однако при этом следует иметь в виду, что струя воды от винта несколько отбивает корму от причала, что особенно заметно при швартовке к причалам со сплошной стенкой.

При подходе к месту швартовки необходимо учитывать действие ветра и течения на судно. Швартовка лагом в тихую погоду может быть выполнена без отдачи якоря. Надежность стоянки судна обеспечивается швартовными тросами.

При наличии свежего ветра следует учитывать дрейф и стремление остановившегося судна развернуться лагом к ветру. Если ветер и течение действуют в одном направлении, снос судна будет значительным. В этом случае лучше маневрировать на больших скоростях.

При наличии течения лучше швартоваться носом против течения. Швартовка судна по течению затруднена и небезопасна. Течение в большей степени влияет на груженое судно.

При швартовке на приливо-отливном течении наиболее благоприятное время для маневрирования и швартовных операций — период смены течения.

При обстоятельствах, осложняющих маневрирование судна (гидрометеорологическая обстановка, стесненные условия при подходе к причалу), швартовку рекомендуется осуществлять с якорем, отданным с «внешнего» борта». Вытравить одну-полторы смычки якорь-цепи и протаскивать якорь по грунту. Это позволит погасить инерцию и надежно маневрировать под действием руля и машины, тогда дрейф судна будет сведен до минимума. Протаскивать якоря по грунту при швартовных операциях допустимо, если позволяют глубины и имеется уверенность в том, что грунт чист и благоприятен для этой операции. Следует иметь в виду, что вытравливание значительного количества якорной цепи может привести к тому, что якорь «заберет» и судно потеряет движение.

В отдельных случаях при швартовке допустима также отдача «внутреннего» якоря (со стороны причала). Это делается тогда, когда один якорь не задержал инерции судна, и в случаях, когда возникает необходимость задержать движение носа судна к причалу в непосредственной близости от него. Якорь-цепь пойдет на излом под корпус, и якорь быстро «заберет». Отдача «внутреннего» якоря, однако, вредно влияет на прочность якорной цепи, которая испытывает большое напряжение.

По окончании швартовных операций якорь можно выбрать либо потравить якорь-цепь, чтобы она не отжимала судно от причала.