Подход судна к причалу и швартовке рассматриваются как ряд этапов
маневрирования: вход в порт и маневры на подходе к причалу, разворот
судна в определенное по отношению к причалу положение, подача швартовных
тросов на берег (период, во время которого судно должно удерживаться на
месте без хода и дрейфа).
Критерием маневрирования являются пространство для маневрирования,
скорость судна, его загрузка, сила и направление ветра (течения). При
входе в порт в условиях стеснен^ ной обстановки скорость судна должна
быть минимальной, достаточной для управляемости с учетом действия на
него аэродинамических и гидродинамических сил (ветра, течения,
волнения).
Задача разворота у причала и удержания судна в момент швартовки без хода
и дрейфа решается с помощью средств активного управления судном: работой
машин, руля и использованием одного или двух якорей и швартовного
устройства.
Скорость сближения судна с причалом и угол подхода являются важнейшими
факторами, влияющими на безопасность швартовных операций.
Сила навала корпуса на причал определяется массой судна, скоростью
движения точки корпуса судна, которая первой вступает в контакт с
отбойным устройством и расстоянием контактирующей точки от центра
тяжести судна (сила удара тем меньше, чем дальше точка контакта отстоит
от центра тяжести судна).
Рекомендуется ориентировать судно таким образом, чтобы точка
первоначального соприкосновения с причалом была бы возможно дальше от
центра тяжести судна. При этом следует уменьшить до минимума скорость
движения точки корпуса, которая
первой вступает в контакт с причалом. Для этого целесообразно
комбинировать поступательное и вращательное движение судна, что уменьшит
силу удара, так как векторы этих сил направлены в разные стороны. Обычно
при швартовке первый контакт судна с причалом происходит в районе
носовой скулы.
При подходе к причалу судно должно иметь минимальное движение вперед,
достаточное для управляемости, с тем, чтобы в нужный момент была
возможность остановить поступательное движение работой машины и якорем.
Подход лучше осуществлять под острым углом либо параллельно причалу на
некотором расстоянии от него с учетом условий погоды, состояния судна,
борта швартовки, шага винта и характера причала. Однако при свежем
прижимном ветре курс судна следует располагать почти перпендикулярно
причальной линии и швартоваться с отдачей якоря.
Крупнотоннажные суда, швартовка которых производится с помощью буксиров,
следует подводить и останавливать в положении, параллельном причалу, с
помощью швартовных ботов подать на берег швартовные тросы и, не разгоняя
судно, подводить его к стенке причала.
При швартовке лагом нельзя подводить корму судна раньше, чем носовую
часть, так как это грозит повреждению винта и руля. Однако при этом
следует иметь в виду, что струя воды от винта несколько отбивает корму
от причала, что особенно заметно при швартовке к причалам со сплошной
стенкой.
При подходе к месту швартовки необходимо учитывать действие ветра и
течения на судно. Швартовка лагом в тихую погоду может быть выполнена
без отдачи якоря. Надежность стоянки судна обеспечивается швартовными
тросами.
При наличии свежего ветра следует учитывать дрейф и стремление
остановившегося судна развернуться лагом к ветру. Если ветер и течение
действуют в одном направлении, снос судна будет значительным. В этом
случае лучше маневрировать на больших скоростях.
При наличии течения лучше швартоваться носом против течения. Швартовка
судна по течению затруднена и небезопасна. Течение в большей степени
влияет на груженое судно.
При швартовке на приливо-отливном течении наиболее благоприятное время
для маневрирования и швартовных операций — период смены течения.
При обстоятельствах, осложняющих маневрирование судна
(гидрометеорологическая обстановка, стесненные условия при подходе к
причалу), швартовку рекомендуется осуществлять с якорем, отданным с
«внешнего» борта». Вытравить одну-полторы смычки якорь-цепи и
протаскивать якорь по грунту. Это позволит погасить инерцию и надежно
маневрировать под действием руля и машины, тогда дрейф судна будет
сведен до минимума. Протаскивать якоря по грунту при швартовных
операциях допустимо, если позволяют глубины и имеется уверенность в том,
что грунт чист и благоприятен для этой операции. Следует иметь в виду,
что вытравливание значительного количества якорной цепи может привести к
тому, что якорь «заберет» и судно потеряет движение.
В отдельных случаях при швартовке допустима также отдача «внутреннего»
якоря (со стороны причала). Это делается тогда, когда один якорь не
задержал инерции судна, и в случаях, когда возникает необходимость
задержать движение носа судна к причалу в непосредственной близости от
него. Якорь-цепь пойдет на излом под корпус, и якорь быстро «заберет».
Отдача «внутреннего» якоря, однако, вредно влияет на прочность якорной
цепи, которая испытывает большое напряжение.
По окончании швартовных операций якорь можно выбрать либо потравить
якорь-цепь, чтобы она не отжимала судно от причала.