Операция отхода судна от причала состоит из двух периодов: подготовки
судна; отдачи швартовных тросов и маневрирования при отходе.
Перед тем как отойти от причала, следует привести судно в походное
состояние, подготовить судовые машины, убрать дополнительные швартовные
тросы; наметить план маневрирования, учесть положение якоря и количество
вытравленной якорь-цепи, состояние погоды, положение судна относительно
ветра, положение близстоящих судов и их якорь-цепей, убедиться, что винт
чист, а на судах, где подготовка машины связана с опробованием ее на
винт, выполнить и эту операцию.
Суда среднего и крупного тойнажа операции по
отшвартовке выполняют с помощью буксиров.
В зависимости от тоннажа судна, гидрометеорологических условий
навигационной обстановки в порту и степени сложности предстоящей
операции к работе привлекаются два-четыре буксирных судна.
Основное назначение буксиров при маневрировании в портовых водах —
перемещать и разворачивать в нужном направлении судно, свести к минимуму
или исключить работу судовых машин.
Если отход судна от причала производится самостоятельно, его следует
выполнять с помощью швартовного и якорного устройств, используя работу
судовой машины и действуя рулем.
С отдачей последнего швартовного троса и в момент отрыва якоря от грунта
судно считается на ходу.