МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШПРИНГ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШПРИНГ

Маневр постановки корабля на шпринг есть одна из разновидностей маневров постановки на якорь. Этот маневр выполняется для того, чтобы диаметральную плоскость корабля, стоящего на якоре, можно было поставить под любым углом (от 0 до 180°) к линии ветра или течения.

 

Маневр постановки на шпринг может производиться всеми кораблями независимо от их размеров и водоизмещения.

Маневр постановки корабля на шпринг может быть осуществлен следующими способами:

— с хода (только для кораблей до эскадренных миноносцев включительно);

— стоя на якоре;

— стоя на якоре, с завозом верпа;

— отдачей с кормы стоп-анкера (с хода и стоя на якоре).
 

 

 

 

 

Способ постановки корабля на шпринг с хода

Командир корабля, оценив обстановку и убедившись в необходимости выполнения маневра постановки корабля на шпринг с хода,-для наименьшей затраты времени на маневрирование заблаговременно проводит ряд необходимых приготовлений.

Сущность этих приготовлений состоит в том, чтобы завести с юта на бак стальной трос и присоединить его конец к скобе якоря для одновременной отдачи с корабля. Порядок выполнения этих приготовлений следующий.

Примерно за полчаса до подхода к якорному месту подается команда: «Корабль к постановке на якорь и шпринг изготовить». Приготавливается тот или иной якорь к отдаче и по соответствующему борту разносится стальной трос, коренной конец которого закрепляется за кнехт на юте, а ходовой конец выводится через кормовой полуклюз за борт и проводится вдоль борта корабля на бак. Чтобы трос не мог провиснуть и намотаться на винт, его прихватывают в нескольких местах ворсой или шхи-мушгаром к леерным стойкам, а в корме — серьгой из пенькового троса.

При проводке на бак трос обносится снаружи всех выступающих за борт предметов (шлюпбалок, выстрелов, трапов и т. д.). После подготовки якоря к отдаче принимается стальной трос длиной 1 —1,5 глубины якорного места в том случае, если длина корабля меньше 100 м, и укладывается в чистую бухту (рис. 55) на баке. После этого ходовой конец стального троса с наружной стороны борта пропускают в клюз приготовленного якоря и крепят его к скобе якоря или к звену якорной цепи при помощи такелажной скобы. Этим заканчивается приготовление корабля к выполнению маневра постановки корабля на якорь и шпринг.

Для выполнения самого маневра командир корабля направляет корабль к якорному месту под углом к ветру или течению не менее, чем в 20—30°, причем наветренным должен быть тот борт, вдоль которого проведен стальной трос (рис. 56).

 



Подходить к якорному месту против ветра или течения не рекомендуется, так как после отдачи якоря нос корабля может увалиться так, что якорная цепь и шпринг окажутся под килем.

Подходя к якорному месту, за борт сбрасывается заранее приготовленная бухта стального троса. Командир корабля стопорит  машины и, придя на якорное место, дает задний ход. Получив инерцию назад, снова стопорит машины и отдает якорь (рис. 57).

Отходя назад, корабль будет уваливаться под ветер, при этом шпринг начнет натягиваться и отходить от борта. В это время

шпринг своей тяжестью будет рвать ворсу или шхимушгар, начиная с носа, кроме кормовой серьги (рис. 58).

Изменяя соотношение длины вытравленной якорной цепи и длины шпринга, можно поставить диаметральную плоскость корабля под любым углом (от 0 до 180°) к линии ветра и течения (рис. 59).

 

Рис. 58. Положение шпринга после отдачи якоря, шпринг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ постановки корабля на шпринг, стоя на якоре

В практике бывали случаи, когда диаметральную плоскость стоявшего на якоре корабля было необходимо развернуть на определенный курсовой угол к ветру или течению.

Сущность выполнения такого маневра состоит в подаче стального троса (шпринга) с юта от кормового кнехта и присоединение этого конца к якорной цепи отданного якоря.

Для выполнения этого маневра подается команда «Приготовиться на шпринг становиться». По этой команде личный состав занимает места по расписанию, а ютовая группа приготавливает бухту стального троса и ходовой конец его пропускает через кормовой полуклюз.

Затем с внешней стороны того борта, с которого отдан якорь, подается трос (шпринг) на бак. Одновременно баковая группа подбирает якорную цепь до указанного количества метров. Якорная цепь подбирается, смотря по состоянию погоды, но, как правило, даже при хороших условиях погоды, не следует оставлять на клюзе менее 1,5 величины глубины якорного места, так как якорь может быть вырван из грунта и в дальнейшем не сразу заберет за грунт.

Баковая группа, приняв ходовой конец шпринга от ютовой группы, пропускает его в клюз отданного якоря и присоединяет его к якорной цепи на баке.

Стальной трос может быть присоединен различными способами:

— при помощи стальной стропки, продетой через любое звено выше контрафорса (чтобы не вырвать контрафорс из звена при сильном натяжении); концы этой стропки соединяют такелажной скобой с ходовым концом шпринга (рис. 60); для того чтобы стропка имела меньше трения на изгибах, ее обматывают ветошью или оклетневывают;

— если на участке цепи между клюзом и водой приходится соединение двух смычек, то такое соединение можно произвести при помощи такелажной скобы, продетой в концевое звено одной из этих смычек (рис. 61);

— на любое звено якорной цепи надевают специально подобранную прямую продолговатую такелажную скобу, к которой и присоединяют шпринг (рис. 62);

— при помощи переносного цепного стопора, который для этого присоединяют к концу шпринга; глаголь-гаком этого стопора захватывают любое звено якорной цепи (рис. 63).
 

 

Рис. 61. Крепление шпринга к якорной цепи такелажной скобин.

 

 

После присоединения шпринга к якорной цепи выжидается момент, когда нос корабля увалится в сторону от якорной цепи и последняя отойдет от борта. В этот момент начинают медленно при помощи шпиля потравливать якорную цепь и отдавать серьги
 

 

у закрепленного шпринга, начиная с носа. Нос корабля от этого еще больше начнет уваливаться. Если же начать травить якорную цепь не в момент уваливания корабля в сторону от якорной цепи, а когда нос корабля форштевнем навалится на якорную
цепь, то последняя вместе с присоединенным к ней шпрингом пойдет под киль.

 

 



Величина угла шпринга зависит от степени соотношения длины шпринга и длины вытравленной якорной цепи и будет тем больше, чем больше вытравлена якорная цепь (рис. 64).

Поставив корабль на желаемый угол, на якорную цепь накладывают стопора, и маневр считается законченным (рис. 65).

Личный состав производит приборку у мест работы и распускается.
Примечание. При значительной длине корабля и толщине шпринга его лучше завести на бак корабля при помощи ш;шььи

 

 

Рис. 65. Постановка корабля на шпринг, стоя па якоре (окончательное положение корабля, стоящего на шнринге).

 

 

 

 

 

 

Способ постановки корабля на шпринг с завозом верпа

Если встретится необходимость поставить на шпринг корабль, уже стоящий на якоре, способом завоза верпа, то поступают следующим образом.

Для завоза верпа приготавливают одну из больших шлюпок (барказ или катер) и подводят последнюю к тому месту, где на корабле постоянно хранится верп. Из шлюпки (барказа или катера) необходимо предварительно вынуть предметы снабжения, мешающие этому манезру — рангоут, паруса, сходню и т. д.

Затем при помощи стрелы, крапа, шлюп-балки или параван-балки производят погрузку верпа и шпринга на шлюпку и укладывают их одним из применяемых способов.

По окончании всех приготовлений шлюпка (катер) отходит от борта корабля и направляется на ветер или против течения под углом в 60—70° к диаметральной плоскости корабля. Это направление движения шлюпки и указывается сигнальщиком с корабля семафорным флажком. Когда шлюпка отойдет от корабля на расстояние около 150—200 лг, она разворачивается на обратный курс, после чего отдает верп и продолжает движение к кораблю, одновременно потравливая шпринг, закрепленный к верпу. Подойдя к кораблю, подают на его корму со шлюпки коренной конец шпринга и крепят его за кнехт.

После того как коренной конец шпринга будет завернут за кнехты, начинают постепенно потравливать якорную цепь, отчего нос корабля станет уваливаться (рис. 66)

Заняв нужное положение относительно ветра или течения, стопорят шпиль и на якорную цепь накладывают стопора.

 

 

 

 

 

 

Способ постановки корабля на шпринг при наличии кормового якоря

На некоторых новейших типах кораблей устанавливается стационарное кормовое якорное оборудование, которое значительно упрощает маневр постановки корабля на шпрмнг и в то же время повышает надежность стоянки на шпринге, так как в этом случае корабль стоит на двух якорях, у которых держащая сила при всех условиях обстановки значительно больше, чем у одного якоря. А, кроме того, при наличии кормового якорного оборудования постановку на шпринг можно выполнить и с хода, и стоя па якоре.

Постановка корабля на шпринг с отдачей стоп-анкера с хода

Постановка на шпринг с хода может выполняться двумя способами в зависимости от расположения диаметральной плоскости корабля к направлению ветра или к течению в момент подхода к месту постановки.

Если корабль подходит к месту постановки под малым курсовым углом (0—30°) к ветру или течению, поступают следующим образом. Подойдя к точке постановки, погашают инерцию переднего хода, дают подветренной машиной задний ход, а руль перекладывают на наветренный борт. Как только корабль получит инерцию назад, отдают носовой наветренный якорь и забрасывают корму на ветер для увеличения начального курсового угла между диаметральной плоскостью корабля и направлением ветра до 70— 80°, после чего задерживают якорную цепь отданного якоря, стопорят подветренную машину и отдают кормовой якорь. После отдачи кормового якоря потравливают обе якорные цепи, чтобы диаметральная плоскость корабля располагалась к ветру или течению под желаемым курсовым углом (рис. 67).

 

Рис. 68. Постановка корабля на шпринг „с хода„ с отдачей с кормы стоп-анкера при курсовом угле от 40 до 90° к действующим факторам (ветер или течение).

 

 

 



При подходе корабля к месту постановки под большим курсовым углом (40—90°) к ветру или течению маневр выполняется таким образом. Подойдя к точке постановки, погашают инерцию переднего хода и отдают носовой наветренный якорь. Потравливают якорную цепь для того, чтобы нос корабля уваливался под ветер (так как носовые надстройки у большинства кораблей имеют парусность гораздо большую кормовых), отдают кормовой якорь. После отдачи кормового якоря, меняют соотношение длин вытравленных якорных цепей, чтобы получить желаемый угол шпринга (рис. 68).

Если необходимо получить большой угол между якорными цепями, маневр выполняется так. Придя в точку постановки, погашают инерцию переднего хода, дают машинам задний ход и отдают наветренный носовой якорь. Затем, застопорив машины, и не задерживая якорной цепи, на инерции заднего хода отходят назад на расстояние, определяющее угол разноса якорной цепи.

После погашения инерции заднего хода отдают кормовой якорь и вытравливают якорные цепи в зависимости от желаемого курсового угла а к ветру или течению (рис. 69).

 

 

Постановка корабля на шпринг с отдачей стоп-анкера, стоя
на якоре


Маневр постановки корабля, стоящего на якоре, на шпринг с отдачей стоп-анкера аналогичен маневру отдачи стоп-анкера с хода при подходе корабля к месту постановки под малым курсовым углом к ветру или течению. В обоих случаях необходимо отработать подветренной машиной назад, переложив руль на наветренный борт, или отработать машинами враздрай, после чего отдать стоп-анкер. При неработающих машинах можно завезти стоп-анкер на больших шлюпках так же, как завозится верп.

Уборка шпринга

Если корабль становится на шпринг с хода, то убрать шпринг можно только после того, как корабль снимется с якоря. Для этого стравлив:ают шпринг, давая кораблю возможность развернуться носом в сторону ветра или течения, а затем, по общим правилам, выбирают якорную цепь и одновременно подбирают слабину шпринга кормовым шпилем или вручную. Когда якорь выйдет из воды, стопорят шпиль и отсоединяют шпринг от якоря. Якорь убирают на место или заново становятся на якорь, а шпринг быстро затягивают в кормовой полуклюз. Маши-нами дают ход только после окончательной уборки шпринга на корабль.

Если заводка шпринга производится при стоянке корабля на якоре, то для уборки шпринга его можно потравить, чтобы корабль носом стал против ветра или течения, а затем выбирать якорную цепь, пока место соединения шпринга с якорной цепью не покажется из воды. После этого матрос,* спущенный на беседке или же стоящий непосредственно на баке, отсоединяет шпринг от якорной цепи и убирает его на корму корабля, а якорную цепь в это время продолжают выбирать, если корабль снимается с якоря, или травят ее до требуемой длины, если корабль продолжает стоять на якоре.
Для уборки шпринга, в том случае, когда корабль,стоит на шпринге с помощью верпа, производят стравливание шпринга и, когда корабль развернется носом на ветер, подводят шлюпку (барказ или катер) под клюз, через который идет шпринг от верпа. Взяв шпринг на роульс форштевня шлюпки (барказа или катера), подтягивают ее вручную до места отданного верпа, затем обтягивают перлинь втугую и с помощью хват-талей выбирают верп.

Выборка стоп-анкера производится так же, как выборка станового якоря.

Сравнивая способы постановки при стоянкё на якоре без завоза верпа со способом постановки с хода, нужно сказать, что держащая сила якоря в первом случае будет больше, так как якорь не будет испытывать рывков при посвежении погоды вследствие резкого натяжения сравнительно легкого шпринга. Этот способ дает возможность освободиться от шпринга, не снимаясь с якоря.

При постановке же на шпринг с хода закрепленный за скобу якоря шпринг будет при посвежении погоды дергать якорь, который расшатывается в грунте и в дальнейшем может поползти. При этом способе можно освободиться от шпринга только после съемки с якоря.

Способ постановки с помощью верпа считается самым ненадежным из-за сравнительно небольшой держащей силы верпа, который при посвежении погоды может легко поползти.