ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРА ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШВАРТОВЫ КОРМОЙ К ПРИЧАЛЬНОЙ ЛИНИИ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРА ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШВАРТОВЫ КОРМОЙ К ПРИЧАЛЬНОЙ ЛИНИИ

Маневр постановки корабля на швартовы кормой к причальной линии очень часто применяется, так как он обладает следующими преимуществами, а именно:

— у сравнительно небольшой по длине причальной линии можно установить значительное число кораблей, так как каждый из них занимает участок причальной линии, равный только его ширине;

— если корабли стоят не слишком тесно, то к обоим бортам кораблей могут быть подведены баржи и краны, а также с обоих бортов их можно спускать катера и шлюпки;
— съемка со швартовов в любых условиях погоды может быть выполнена без посторонней помощи.

К существенным недостаткам этого способа швартовки нужно отнести следующее:

— близость к причалу кормы корабля представляет некоторую опасность для гребных винтов и руля, в особенности при посвежении погоды, в том случае, если поползут якоря;

— затрудняются всякого рода погрузочно-разгрузочные работы, производимые с причала;

— при большом числе кораблей не исключена возможность взаимной перекладки якорных цепей, что сильно усложняет процесс съемки.

Чтобы не зависеть от перечисленных недостатков этого вида швартовки, необходимо точно и правильно выполнять маневр.

Для этого командир корабля должен решить следующее:

— правильно определить место швартовки корабля к причальной линии;

— обеспечить надежную стоянку у причальной линии;

— обеспечить безаварийный йодход к причальной линии;'

— обеспечить беспрепятственный отход при любой обстановке.

Правильно и точно выполненным маневром считается такой маневр, который по окончании швартовки заставляет корабль занимать свое место с таким расчетом, чтобы его диаметральная плоскость была перпендикулярна причальной линии, а на клюзе имелось бы вполне достаточное количество якорной цепи для надежной стоянки корабля при самых неблагоприятных условиях погоды.

Это требование вызывается следующими причинами:

а) в период пребывания корабля на швартовах он может оказаться без паров или с разобранными машинами;

б) неправильная постановка затрудняет швартовку других кораблей, а причальная линия не позволит вместить для швартовки положенное число кораблей;

в) при неправильной отдаче якорей нарушается надежная стоянка корабля, к тому же якорная цепь одного корабля может оказаться поверх якорной цепи другого корабля (рис. 102).
 

Швартовка двухвинтовых кораблей в условиях тихой погоды производится сравнительно просто благодаря их хорошей управляемости. Приготовления к постановке на швартовы производятся заблаговременно, при этом изготавливаются не только швартовы, но и готовятся якоря к отдаче (один или два). Как правило, якорь отдается с наветренного борта.

Маневр постановки корабля па швартовы начинается после подачи команды «По местам стоять, на якорь и швартовы становиться». Личный состав, заняв свои места по расписанию, производит необходимые действия, аналогичные действиям по подготовке корабля к постановке на якорь и на швартовы бортом. Командир корабля, наметив место швартовки корабля, маневрирует таким образом, чтобы развернуть корабль кормой к причальной линии против намеченного места.

Этот маневр является довольно сложным, и производить его можно различными способами, которые зависят от места швартовки, состояния погоды и управляемости корабля. Наиболее часто применяются следующие способы:

а) подходят к причальной линии курсом, перпендикулярным к стенке, и разворачивают корабль на месте, работая при этом машинами враздрай и подводя корму к причалу;

б) подходя к причалу, разворачивают корму корабля на циркуляции;

в) если позволяют условия, корабль проходит вблизи причала и, выходя на линию швартовки, продвигается вперед до места отдачи якоря;

г) при более стесненных условиях или плохой управляемости корабля, особенно у одновинтовых кораблей, подходят к месту отдачи якоря и при помощи его разворачивают корму корабля к причалу (рис. 103).

Развернув корабль кормой к причальной линии одним из этих способов, дают обеим машинам ход назад, направляя корму к причалу. На определенном расстоянии от причальной линии
 

Рис. 103, Подходи разворачивание корабля для занятия исходного положения при швартовке кормой.

 

 

отдают якорь. В момент, когда корабль продолжает движение назад, якорная цепь не задерживается. Если последнюю задержать, то прямолинейность движения корабля будет нарушена, так как носовая часть корабля пойдет в сторону отданного якоря (правого или левого), а корма будет отходить в противоположную сторону. В зависимости от скорости движения, а также и от инерции корабля, на определенном расстоянии от стенки стопорят машины и на инерции подходят к причалу на расстояние, обеспечивающее подачу бросательных концов. После этого дают машинам передний ход для погашения инерции и, задержав якорную цепь, подают швартов. При этом в первую очередь подается наветренный швартов для того, чтобы задержать корму корабля от сноса.

Как только один из швартовов будет подан на стенку и закреплен на пал, при помощи шпиля корму подводят к причальной линии ка расстояние, обеспечивающее подачу сходни. Подтянув корму корабля к причальной линии, все швартовы обтягиваются и крепятся на кнехты. Обтягивают якорную цепь и подают сходню. Якорную цепь следует обтягивать очень осторожно, иначе можно порвать швартовы. Когда слабина якорной цепи будет выбрана и все швартовы равномерно будут обтянуты, накладывают на якорную цепь стопора (рис. 104). На этом заканчивается маневр постановки корабля на швартовы кормой к причальной линии.

 

Рис. 104. Правильная швартовка корабля кормой к причальной линии.

Из практики якорной стоянки известно, что в случае посвежения погоды необходимо травить якорную цепь дополнительно,
но при данном виде швартовки этого делать нельзя, так как при сильных траверзных и носовых ветрах нужно стараться оберегать корабль от навала на соседние корабли или охранять корму корабля от навала на стенку.
 

 

 

При частых швартовках в одном и том же месте подобные промахи недопустимы, так как командир корабля привыкает к обстановке, замечает на берегу неподвижные предметы (командирский створ), по которым ориентирует свои действия при отдаче якоря, стопорит машины, погашая инерцию корабля и задерживая якорную цепь (рис. 105).

В случайных местах швартовки при выборе места отдачи якоря и при других действиях командир корабля ориентируется по длине своего корабля и по глазомерному определению расстояния от кормы до причала. Глазомерное определение расстояния в морском деле имеет существенное значение и в ходе всех маневров его требуется постоянно развивать.