ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРА ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШВАРТОВЫ
КОРМОЙ К ПРИЧАЛЬНОЙ ЛИНИИ
Маневр постановки корабля на швартовы кормой к причальной линии очень
часто применяется, так как он обладает следующими преимуществами, а
именно:
— у сравнительно небольшой по длине причальной линии можно установить
значительное число кораблей, так как каждый из них занимает участок
причальной линии, равный только его ширине;
— если корабли стоят не слишком тесно, то к обоим бортам кораблей могут
быть подведены баржи и краны, а также с обоих бортов их можно спускать
катера и шлюпки;
— съемка со швартовов в любых условиях погоды может быть выполнена без
посторонней помощи.
К существенным недостаткам этого способа швартовки нужно отнести
следующее:
— близость к причалу кормы корабля представляет некоторую опасность для
гребных винтов и руля, в особенности при посвежении погоды, в том
случае, если поползут якоря;
— затрудняются всякого рода погрузочно-разгрузочные работы, производимые
с причала;
— при большом числе кораблей не исключена возможность взаимной
перекладки якорных цепей, что сильно усложняет процесс съемки.
Чтобы не зависеть от перечисленных недостатков этого вида швартовки,
необходимо точно и правильно выполнять маневр.
Для этого командир корабля должен решить следующее:
— правильно определить место швартовки корабля к причальной линии;
— обеспечить надежную стоянку у причальной линии;
— обеспечить безаварийный йодход к причальной линии;'
— обеспечить беспрепятственный отход при любой обстановке.
Правильно и точно выполненным маневром считается такой маневр, который
по окончании швартовки заставляет корабль занимать свое место с таким
расчетом, чтобы его диаметральная плоскость была перпендикулярна
причальной линии, а на клюзе имелось бы вполне достаточное количество
якорной цепи для надежной стоянки корабля при самых неблагоприятных
условиях погоды.
Это требование вызывается следующими причинами:
а) в период пребывания корабля на швартовах он может оказаться без паров
или с разобранными машинами;
б) неправильная постановка затрудняет швартовку других кораблей, а
причальная линия не позволит вместить для швартовки положенное число
кораблей;
в) при неправильной отдаче якорей нарушается надежная стоянка корабля, к
тому же якорная цепь одного корабля может оказаться поверх якорной цепи
другого корабля (рис. 102).
Швартовка двухвинтовых кораблей в условиях тихой
погоды производится сравнительно просто благодаря их хорошей
управляемости. Приготовления к постановке на швартовы производятся
заблаговременно, при этом изготавливаются не только швартовы, но и
готовятся якоря к отдаче (один или два). Как правило, якорь отдается с
наветренного борта.
Маневр постановки корабля па швартовы начинается после подачи команды
«По местам стоять, на якорь и швартовы становиться». Личный состав,
заняв свои места по расписанию, производит необходимые действия,
аналогичные действиям по подготовке корабля к постановке на якорь и на
швартовы бортом. Командир корабля, наметив место швартовки корабля,
маневрирует таким образом, чтобы развернуть корабль кормой к причальной
линии против намеченного места.
Этот маневр является довольно сложным, и производить его можно
различными способами, которые зависят от места швартовки, состояния
погоды и управляемости корабля. Наиболее часто применяются следующие
способы:
а) подходят к причальной линии курсом, перпендикулярным к стенке, и
разворачивают корабль на месте, работая при этом машинами враздрай и
подводя корму к причалу;
б) подходя к причалу, разворачивают корму корабля на циркуляции;
в) если позволяют условия, корабль проходит вблизи причала и, выходя на
линию швартовки, продвигается вперед до места отдачи якоря;
г) при более стесненных условиях или плохой управляемости корабля,
особенно у одновинтовых кораблей, подходят к месту отдачи якоря и при
помощи его разворачивают корму корабля к причалу (рис. 103).
Развернув корабль кормой к причальной линии одним из этих способов, дают
обеим машинам ход назад, направляя корму к причалу. На определенном
расстоянии от причальной линии
Рис. 103, Подходи разворачивание корабля для
занятия исходного положения при швартовке кормой.
отдают якорь. В момент, когда корабль продолжает
движение назад, якорная цепь не задерживается. Если последнюю задержать,
то прямолинейность движения корабля будет нарушена, так как носовая
часть корабля пойдет в сторону отданного якоря (правого или левого), а
корма будет отходить в противоположную сторону. В зависимости от
скорости движения, а также и от инерции корабля, на определенном
расстоянии от стенки стопорят машины и на инерции подходят к причалу на
расстояние, обеспечивающее подачу бросательных концов. После этого дают
машинам передний ход для погашения инерции и, задержав якорную цепь,
подают швартов. При этом в первую очередь подается наветренный швартов
для того, чтобы задержать корму корабля от сноса.
Как только один из швартовов будет подан на стенку
и закреплен на пал, при помощи шпиля корму подводят к причальной линии
ка расстояние, обеспечивающее подачу сходни. Подтянув корму корабля к
причальной линии, все швартовы обтягиваются и крепятся на кнехты.
Обтягивают якорную цепь и подают сходню. Якорную цепь следует обтягивать
очень осторожно, иначе можно порвать швартовы. Когда слабина якорной
цепи будет выбрана и все швартовы равномерно будут обтянуты, накладывают
на якорную цепь стопора (рис. 104). На этом заканчивается маневр
постановки корабля на швартовы кормой к причальной линии.
Рис. 104. Правильная швартовка корабля кормой к
причальной линии.
Из практики якорной стоянки известно, что в случае посвежения погоды
необходимо травить якорную цепь дополнительно,
но при данном виде швартовки этого делать нельзя, так как при сильных
траверзных и носовых ветрах нужно стараться оберегать корабль от навала
на соседние корабли или охранять корму корабля от навала на стенку.
При частых швартовках в одном и том же месте
подобные промахи недопустимы, так как командир корабля привыкает к
обстановке, замечает на берегу неподвижные предметы (командирский
створ), по которым ориентирует свои действия при отдаче якоря, стопорит
машины, погашая инерцию корабля и задерживая якорную цепь (рис. 105).
В случайных местах швартовки при выборе места отдачи якоря и при других
действиях командир корабля ориентируется по длине своего корабля и по
глазомерному определению расстояния от кормы до причала. Глазомерное
определение расстояния в морском деле имеет существенное значение и в
ходе всех маневров его требуется постоянно развивать.