ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРА ШВАРТОВКИ КОРАБЛЯ КОРМОЙ ПРИ НАЛИЧИИ ВЕТРА ИЛИ ТЕЧЕНИЯ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРА ШВАРТОВКИ КОРАБЛЯ КОРМОЙ ПРИ НАЛИЧИИ ВЕТРА ИЛИ ТЕЧЕНИЯ

Швартовка корабля кормой при наличии ветра или течения значительно усложняется. Наиболее благоприятные условия для швартовки создаются при направлении ветра с той причальной

линии, куда корабль швартуется. Ветер, дующий в корму корабля при его движении к причалу, равномерно обтекает оба борта и, если носовая часть корабля под действием каких-то сил уклонится в ту или иную сторону, ветер, действующий главным образом на более возвышенную носовую часть, исправит это уклонение и будет удерживать его на прямом курсе (рис. 106).

Если ветер попутный и действует в направлении с «носа, то на управление маневром корабля он не влияет, пока носовая часть корабля точно расположена против ветра. Но стоит кораблю отклониться в ту или другую сторону, как ветер, действующий на более высокую и легкую носовую часть, начнет уваливать корабль с курса.
В этом случае при помощи руля или при работе машинами враздрай необходимо корабль до момента отдачи якоря выровнять, прежде чем продолжать движение к причалу (рис. 107).

Наиболее неблагоприятные условия для швартовки создает боковой ветер, который не только уваливает возвышенную носовую часть корабля, но и создает значительный дрейф. Чтобы успешно выполнить при этих условиях маневр, необходимо умело занять исходное положение для движения к причалу.

Учитывая дрейф корабля за время движения, необходимо исходное положение занимать несколько на ветер от той перпендикулярной линии, которая будет направлена к месту швартовки, так как иначе за время движения к причалу корабль сдрейфует, и он окажется ниже места, выбранного для швартовки.

 

В этом случае при помощи руля или при работе машинами враздрай необходимо корабль до момента отдачи якоря выровнять, прежде чем продолжать движение к причалу (рис. 107).

Наиболее неблагоприятные условия для швартовки создает боковой ветер, который не только уваливает возвышенную носовую часть корабля, но и создает значительный дрейф. Чтобы успешно выполнить при этих условиях маневр, необходимо умело занять исходное положение для движения к причалу.

Учитывая дрейф корабля за время движения, необходимо исходное положение занимать несколько на ветер от той перпендикулярной линии, которая будет направлена к месту швартовки, так как иначе за время движения к причалу корабль сдрейфует, и он окажется ниже места, выбранного для швартовки.
Управляя кораблем на заднем ходу, при боковом ветре, не всегда удается удержать корабль рулем на постоянном курсе. Поэтому необходимо давать задний ход одной наветренной машиной или, в крайнем случае, подветренной машине следует давать ход на одну-две степени меньше.

Если этого окажется недостаточно, т. е. носовая часть корабля все же уваливается под ветер, необходимо временами давать передний ход подветренной машиной.

Якорь следует отдавать с наветренного борта на достаточном расстоянии от причала и несколько выше предполагаемой перпендикулярной линии швартовки, там, где должна проходить диаметральная плоскость корабля после швартовки.

При отдаче якоря необходимо учитывать угол между якорной цепью и диаметральной плоскостью корабля после швартовки. Если этот угол будет велик, то неизбежно якорная цепь будет перекрыта якорными цепями других кораблей, ставших на швартовы позже. При изменении направления ветра носовая часть корабля будет уваливаться в сторону якоря, а диаметральная плоскость корабля не будет перпендикулярной Рис. к причальной линии, что затруднит швартовку других кораблей.

 

 

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРА СЪЕМКИ СО ШВАРТОВОВ ПРИ СТОЯНКЕ КОРАБЛЯ КОРМОЙ

После окончательного приготовления корабля к походу по команде «По местам стоять, с якоря и швартовов сниматься» личный состав занимает места по расписанию. Убирается сходня и несколько ослабляется натяжение якорных цепей потравливанием их шпилями, а также отдаются все лишние швартовы.

Шпилем начинают выбирать якорные цепи и через кнехты травят кормовые швартовы (или один наветренный кормовой, если подветренный и средний были отданы как лишние). Начав выбирать якорную цепь, корабль пойдет к якорю, швартовам на корабле дается слабина, люди на берегу снимают огоны швартовов с палов.
При боковом ветре швартовы наветренных бортов из опасения навала кормы корабля на соседние корабли сразу не отдают, а постепенно потравливают через кнехт, чем удерживают корму корабля (рис. 109).

При неблагоприятных условиях погоды с кормы наветренного борта подают на носовую часть соседнего корабля добавочный швартов с тем, чтобы после отдачи основного наветренного швартова удерживать на нем . корму.

После отдачи всех кор**шв^ мовых швартовов при выбирании кораблем своих якорей часто приходится удерживать корабль в нужном положении машинами. Ход машинами можно давать только после того, как будут выбраны швартовы и поступит доклад «Чисто за кормой», а сигнальщики, находящиеся в местах, видимых с мостика и с юта, вместо красных флажков покажут белые флажки.

Особенно усложняется маневр съемки со швартовов корабля, стоящего у причала средним.

Тогда*" необходимо при *

выбирании якоря удерживать корму при помощи швартовов или машинами для того, чтобы корму не навалило на якорные цепи кораблей, стоящих под ветром.

Если у причальной линии стояло несколько кораблей и им необходимо сняться со швартовов одновременно, то для ускорения маневра съемку со швартовов производят в последовательности, обратной их постановке, т. е. первым снимается тот корабль, который становился последним, так как в случае перекрытия якорных цепей его цепь будет расположена поверх остальных. При сильном боковом ветре также следует соблюдать очередность съемки со шзартовов кораблей, последовательно начиная с того корабля, который стоит с подветра; последним должен сниматься корабль, стоящий с наветра.

При съемке со швартовов нескольких кораблей необходимо придерживаться установленной очередности. Каждый корабль приступает к маневру только после того, как предыдущий перенес флаг, спустил гюйс и приспустил шары, означающие, что корабль снялся с якоря.
 

 

Рис. 109. Съемка со швартовов при стоянке кормой при боковом ветре.