ГЛАВА IV. МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШВАРТОВЫ И СЪЕМКИ СО ШВАРТОВОВ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ГЛАВА IV. МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШВАРТОВЫ И СЪЕМКИ СО ШВАРТОВОВ

ЗНАЧЕНИЕ МАНЕВРА ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ШВАРТОВЫ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ШВАРТОВКИ

Поставить корабль на швартовы — это значит установить его вплотную или почти вплотную к причальной линии, пристани, пирсу, молу или другому кораблю и надежно закрепить его с помощью тросов или цепей.

Необходимо отметить, что маневр швартовки корабля является более трудным и сложным по сравнению с маневром постановки корабля на якорь, так как он чаще всего производится в гавани в сравнительно стесненных условиях. Неточность оценки расстояния до причальной линии, несвоевременный учет инерции корабля, ошибка в учете силы и направлении ветра, а также неправильный ход машинами могут привести к навалу корабля на стенку или на рядом стоящий корабль, а следовательно, к возможной аварии своего или соседнего корабля.

Опыт Великой Отечественной войны дает много примеров искусного управления кораблем при выполнении маневра швартовки различных кораблей.

Так, во время феодосийской десантной операции командиры кораблей исключительно быстро и умело швартовались в феодосийском порту под огневым воздействием противника.

В новороссийской десантной операции наши корабли очень быстро устанавливали сообщение с причалами в самом порту при сильном сопротивлении противника.

Исключительное мужество и героизм проявляли командиры наших кораблей, прорываясь в осажденный Севастополь, где маневр швартовки к причальным линиям и отход от них проводился быстро и умело под огневым воздействием различных сил противника.

Разумный риск при швартовке корабля и необходимая осторожность не должны переходить в боязнь ответственности, которая никогда не способствует успеху.

В системе боевой подготовки маневру швартовки кораблей должно быть уделено особое внимание, так как большинство военных кораблей от эскадренных миноносцев и ниже с приходом в гавань или в порт чаще становятся на швартовы, чем на якорь или на бочку.

Стоянка на швартовах у причальной линии в значительной степени упрощает вопросы, связанные с текущим ремонтом, с различными приемками и погрузками.

Подходя к причальной линии, не следует стараться подвести корабль совершенно вплотную, так как при малейшей ошибке или неточности в управлении кораблем можно ему причинить значительные повреждения. Подводить корабль к стенке необходимо лишь на такое расстояние, чтобы можно было свободно подать на стенку бросательный конец, а затем и швартовы.

Выполняя маневр швартовки, командир корабля должен стремиться обеспечить:

— безаварийность подхода к причальной линии;

— безопасность стоянки в смысле надежности закрепления корабля у причальной линии;

— возможность нормального движения в районе, окружающем корабль, и швартовки других кораблей;

— возможность беспрепятственного отхода корабля от стенки, независимо от условий погоды и окружающей обстановки, что приобретает особо важное значение в боевых условиях.

Независимо от специфики сооружения причальной линии, морской практикой предусматриваются следующие разновидности швартовок:

1) швартовка корабля бортом к причальной линии;

2) швартовка корабля кормой к причальной линии;

3) швартовка корабля к борту другого корабля, стоящего на якоре или на швартовах;

4) швартовка одного корабля к другому кораблю на ходу.

При всякой швартовке, а особенно к тем причалам, к которым данный корабль швартуется впервые, командир должен убедиться, что глубина у этих причалов соответствует осадке корабля и допускает возможность приемок или погрузок.

При швартовках в устьях рек особое внимание нужно уделять глубинам, так как вследствие наноса грунта течением рельеф дна резко меняется, глубины же не всегда соответствуют тем показаниям, которые нанесены на картах или значатся в лоции, поэтому каждый раз при сомнении в величине глубин необходимо обследовать весь район швартовки промером со шлюпки или с корабельного катера.

При каждой швартовке вообще, а тем более в расчете на длительную стоянку, командир корабля приказывает выбрать швартовные средства (тросы, цепи, становые бочки, палы и т.д.), руководствуясь показателями обстановки дня, но ориентируясь на самую худшую обстановку.
Надежное крепление корабля у причальной линия дает возможность быть готовым к любым ухудшениям обстановки и позволяет кораблю некоторое время стоять без паров или с разобранными машинами.

В настоящее время по табелям, снабжения все корабли для швартовки снабжаются стальными тросами соответствующей толщины.

При постановке корабля на швартовы на длительный срок (зимовка, ремонт и т. д.) большие корабли могут пользоваться и цепными швартовами.

Подача стальных швартовов производится при помощи проводников растительного или стального тонкого троса достаточной крепости и при помощи бросательных концов. При подаче цепей лучше пользоваться проводниками стального 8—\Ъ-мм троса. Если при подходе корабля к причальной линии расстояние до последней будет настолько велико, что бросательные концы и проводники подать не представится возможным, то проводники завозятся на шлюпке или на катере.

Когда швартовы уже поданы на стенку и заведены на палы, то давать ход машинам в случае необходимости рекомендуется очень осторожно, так как можно порвать швартовы и намотать их на винты.

Если необходимо дать ход, следует ослабить натяжение всех швартовов и в зависимости от стороны продвижения корабля подбирать или давать слабину швартовным концам, следя, чтобы последние не попали под винты и не имели резких натяжений: разрыв стального троса очень опасен и может причинить серьезные увечья людям.

Обтягивать стальные швартовы следует плавно и осторожно, не ожидая, пока трос выдраится в струну. Момент, когда трос начнет слегка дрожать от перенапряжения, является показателем возможного быстрого его разрыва.

В основу наименования швартовов положены следующие признаки: место крепления швартова на корабле и направление швартова на стенку от места его закрепления на корабле.

В соответствии с этим швартовы носят следующие наименования:

При швартовке корабля бортом: 1) носовой передний; 2) носовой прямой; 3) носовой задний; 4) бортовой передний; 5) бортовой прямой; 6) бортовой задний; 7) кормовой передний; 8) кормовой прямой; 9) кормовой задний.

При швартовке корабля кормой: 1) левый кормовой; 2) средний кормовой; 3) правый кормовой (рис. 86).

Если место крепления швартова на корабле совпадает с направлением тяги, ему присваивается номер по месту крепления от носа к корме, например, «Второй носовой передний», и т д.
При стоянке корабля на швартовах необходимо вести систематическое наблюдение за ними, не допуская чрезмерного их натяжения при изменении уровня воды,

а также ослабевания, так как корабль может коснуться бортом к причальной линии. Особенно надо быть осторожными в гаванях и в портах, где действуют приливо-отливные течения.

Несвоевременное по-травливание того или иного швартова (в особенности при отливе) может вызвать разрыв швартова или повреждение корпуса (отрыв привального бруса, полуклюзов, кнехтов, палубного настила и т. п.).

Во избежание аварийных случаев при швартовках, главным образом при швартовке кормой, командиру корабля необходимо знать в любой момент обстановку за кормой. Однако находящийся на мостике командир не может видеть всего, что делается за кормой корабля. Для передачи обстановки за кормой назначаются два сигнальщика, которые находятся во время швартовки в местах, видимых с мостика и с юта.

По приказанию сигнальщики передают обстановку за кормой, пользуясь для этого семафорными флажками. Поднятый белый флажок означает «чисто» за кормой с того борта, откуда дается сигнал; поднятый красный флажок означает, что за кормой «не чисто».

Кроме этого, связь юта с мостиком осуществляется с помощью телефонов или переговорных труб. При швартовках в ночное время сигнальщики снабжаются светосигнальными фонарями и показывают теми же цветами обстановку за кормой.

Если при подаче швартова на пал последний оказался занятым швартовом другого корабля, а другого свободного пала поблизости нет, надлежит огон своего швартова надевать не сверху ранее поданного швартова, а провести его снизу через огон последнего (рис. 87).

Таким же способом можно основать и последующие швартовы, пропуская их предварительно снизу через огоны предыдущих швартовов. Этот способ крепления швартовов обеспечивает быструю их отдачу при съемке любого корабля, независимо от других кораблей, закрепивших свои швартовы на том же пале.
 

 

Рис, 86. Наименование швартовов:
1 — носовой передний; 2 — носовой прямой; 3 — носовой задний, 4 — бортовой передний; 5 — бортовой прямой, б — бортовой задний; 7— кормовой передний; 8— кормовой прямой; 9 — кормовой задний; 10 — левый кормовой, 11 — средний кормовой; 12—правый кормовой.
 

Если к району стоящего на швартовах корабля подходит другой корабль, то необходимо выслать к месту его швартовки матросов или шлюпку для принятия и крепления его швартовов.