МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ДВА ЯКОРЯ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ДВА ЯКОРЯ

Маневр постановки корабля на два якоря производится сравнительно редко вследствие того, что якорные цепи при изменении направления ветра и циркуляции корабля могут перекрутиться, а это сильно затруднит съемку корабля с якоря. Другой недостаток стоянки корабля на двух якорях — то, что при изменении направления ветра корабль удерживается только на одной якорной цепи, другая же якорная цепь имеет слабину.

Поэтому опытные командиры кораблей избегают становиться на два якоря в районах с частыми изменениями направления ветра и с приливо-отливными течениями.

Если же обстановка вынуждает их к этому, то для надежности стоянки на двух якорях и для уменьшения рыскливости корабля угол между якорями должен быть больше 30°, а для уменьшения радиуса циркуляции следует увеличить угол между якорями, доведя расстояние между ними приблизительно до длины самого корабля.

Эти преимущества дают возможность иногда становить на два якоря большие корабли даже в тех местах, где имеются малые глубины, плохо держащий грунт и где ограниченность рейда не позволяет иметь на клюзе достаточное количество якорной цепи.
 

 

 

Общий случай выполнения маневра постановки корабля на два якоря
Маневр постановки корабля на два якоря может быть осуществлен различными способами.

Так, с приводом корабля на якорное место командир корабля становится на один якорь и, смотря по глубине данного места, стравливает положенное количество якорной цепи. Затем разворачивает корабль при помощи машин на угол не менее чем на 30° в сторону от отданной якорной цепи и дает машинам самый малый ход вперед.
Выйдя, примерно, на линию отданного первого якоря, командир стопорит машины, затем дает задний ход и отдает второй якорь.
 


После этого, отходя назад, травит якорную цепь второго якоря по мере надобности и стопорит машины. Чтобы забрал второй якорь, его якорную цепь задерживают, ожидают, пока она не натянется втугую, после чего травят ее до тех пор, пока обе якорные цепи приобретут одинаковое натяжение и будут выравнены. После этого на них накладывают стопора, и маневр считается законченным (рис. 70).

Другой способ постановки корабля на два якоря выполняется несколько иначе.

При подходе к якорному месту курс корабля следует расположить перпендикулярно к направлению ветра. С приходом корабля на якорное место командир корабля стопорит машины и на инерции переднего хода отдает наветренный якорь и травит якорную цепь. Пройдя намеченное расстояние, командир корабля дает задний ход и, как только корабль приобретет инерцию заднего хода, отдает второй якорь, после чего стопорит машины.

Когда же корабль окажется между якорями, он развертывается носом против ветра: якорные цепи при этом выравнивают и накладывают на них стопора. Маневр считается законченным.

 

 

 

Рис. 72. Схема маневрирования корабля при постановке на два якоря (с курса, перпендикулярного ветру) с разносом якорных цепей в 60°.


Практикой установлено, что при выполнении маневра постановки корабля на два якоря следует добиваться, чтобы угол между якорными цепями был от 30 до 60° для обеспечения кораблю минимальной рыскливости, а следовательно, для увеличения надежности стоянки. При желании иметь угол между якорными цепями в 30—60° необходимо после отдачи первого якоря до момента отдачи второго якоря пройти определенное расстояние.

Пример. Если глубина якорного места 20 ж, то после постановки корабля на якорь на обоих клюзах якорной цепи должно быть по 80 ж. Если в этом случае корабль отдаст якоря друг от друга на расстоянии в 40 ж, то две стороны треугольника будут по 80 м и угол между якорными целями будет около 30° (рис. 71).

Если корабль отдает якоря на расстоянии 80 ж друг от друга, то такой треугольник будет равносторонним, а следовательно, угол между якорными цепями будет около 60° (рис. 72).

 

 

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРА ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ «ФЕРТОИНГ»

Маневр постановки корабля на два якоря с углом между якорными цепями от 120 до 180° в морокой практике носит название постановки корабля «фертоинг». Применяется эта постановка на ограниченных рейдах, не оборудованных бочками, и при необходимости размещения значительного количества кораблей. Этот маневр постановки благодаря большому разносу якорей позволяет кораблю при изменении направления ветра занимать сравнительно небольшое место формой в виде эллипса, а при угле, близком к 180°,— место формой в виде круга, с радиусом, превышающим несколько длину своего корабля (рис. 73).

Для выполнения этого маневра (рис. 74) командир корабля ложится на любой курс с расчетом пройти веху или буй, указывающие место, где надлежит встать кораблю на якорь, оставляя их с наветренного борта. Не дойдя до вешки или буя, командир корабля уменьшает ход до самого малого и отдает наветренный якорь, продолжая двигаться тем же курсом и травя якорную цепь.

Пройдя от вешки расстояние, равное расстоянию между местом отдачи первого якоря и вешкой,

командир корабля стопорит машины, дает задний ход и отдает

подветренный якорь.

Расстояние от вешки, где следует отдавать первый якорь, зависит от глубины места. Если глубина якорного места 15 ж, то первый якорь следует отдавать, не доходя до вешки 60 ж, а второй якорь отдавать тогда, когда на клюзе отданного первого якоря будет 120 м.
 

 

 

Рис. 73. Схема положений, которые может принять корабль, когда угол разноса якорных цепей близок к 180°.

 


После отдачи второго якоря травят его якорную цепь, а излишек якорной цепи первого якоря выбирают. Когда на обоих клюзах будет положенное количество якорной цепи, т. е. в нашем случае по 60 ж, угол между якорными цепями будет близок к 180°, нос корабля будет подтянут к вехе и маневр окончен.
 

Рис. 74. Схема маневрирования корабля для отдачи якорей с разносом якорных цепей от 120 до 180°.

 

 

 

 

 

 

Образование на якорных цепях крестов и крыжей

При стоянке корабля на двух якорях в случае изменения направления ветра может произойти перекручивание якорных цепей.

Если под влиянием ветра или течения корабль развернет на 180°, то одна якорная цепь окажется перекрытой другой. Это положение называется крестом. Крест особенно не осложняет выполнения маневра съемки корабля с якоря. В этом случае следует выбирать сначала тот якорь, цепь которого оказалась снизу, а потом уже выбирать якорную цепь другого якоря.

При развороте же корабля на 360° якорные цепи перекрутятся и образуют крыж (два креста). При длительной стоянке корабля на двух якорях может образоваться несколько крыжей, и маневр съемки корабля с якоря невозможно будет выполнить, пока крыжи не будут разведены.

В вахтенном журнале отмечается изменение направлений ветра, поэтому можно легко определить количество крыжей и крестов.

Для разведения крыжей на корабле выполняется ряд работ с концами и якорными цепями или при помощи буксира корабль разворачивается за корму в обратную сторону направления ветра.
 

Рис. 75. Фертоинговая скоба.

 

Во избежание образования крыжей в качестве профилактической меры в якорные дели вводится фартоинговая скоба (рис. 75).