По-походному легкие грузовые стрелы устанавливаются
как в вертикальное, так и в горизонтальное положение. При вертикальном
положении стрелы ее нок заводят в расположенный на салинге мачты бугель,
половина которого откидывается на шарнире, и который после заводки в
него стрелы закрывают и крепят болтом с барашком. Грузовой шкентель
закладывают за рым, расположенный вблизи мачты, и набивают лебедкой.
Нижние блоки оттяжек также закладывают за рымы или за стропки
расположенные у шпора стрел, тали обтягивают втугую и ходовой конец
крепят за тали штыками. Свободную часть ходового конца собирают в бухту
и подвешивают у талей. Шкентель и оттяжки следует располагать таким
образом, чтобы они не касались мачты и не стучали по ней при свежем
ветре и качке судна.
Если стрелы убираются в горизонтальное положение, их ноки укрепляют в
башмаках с накидной наметкой, установленных на съемных стойках,
расположенных у комингсов люков* или на переборках рубок и надстроек.
Наметка на бугеле крепится болтом с барашком. Грузовой гак закладывают
за палуб* ный рым в районе нока стрелы, шкентель обтягивают, и он служит
как бы дополнительным креплением для стрелы. Оттяжки убирают так же, как
и при вертикальном положении стрелы. У средней части стрелы все снасти
скрепляют вместе и подтягивают к стреле концом растительного троса.
Для лучшего сохранения талей, изготовленных из растительных тросов, и
защиты их от влаги и влияния солнечных лучей, особенно в тропиках, а
также от обмерзания при отрицательных температурах, их следует убирать в
тросовые кладовые (при длительных рейсах это делать обязательно). Также
следует убирать и гинцы топенанта вместе с цепным грузовым: стопором.
Тяжеловесные стрелы, как уже указывалось, крепят по-походному в
вертикальном положении. Такелаж стрелы рекомендуется снимать и убирать в
кладовые, если известно, что в; ближайшее время стрела не будет
использоваться. Для разоружения нок стрелы опускают на палубу,
подкладывая под него деревянные прокладки, оттяжки, топенант-гини и
грузовые гини снимают и укладывают в бухты в тросовые кладовые. Стрелу
при помощи вспомогательного шкентеля устанавливают вертикально, и ее нок
крепят так же, как и ноки легких, стрел.
Работы по вооружению стрелы гинями и их уборке являются весьма
трудоемкими и занимают много времени. Поэтому при периодическом
использовании стрелы грузовые и топе-нантные гини оставляют на стреле.
Из рабочего положения стрелу поднимают топенант-гинями до тех пор, пока
блоки гиней не сойдутся, и только после этого -стрелу подтягивают
шкентелем, который в этом случае можно не заводить на барабан грузовой
лебедки, а воспользоваться турачкой. Грузовые гини обтягивают до тех
пор, пока нижний блок не подойдет к шкиву 11 (см. рис. 122). Затем скобу
блока крепят или к специальному обушку или же прихватывают тонким
стальным тросиком прямо к стреле, после чего гини окончательно
обтягивают втугую, а ходовой конец с лебедки переносят на утку. Блоки
топенант-гиней также крепят к стреле при помощи стального троса и
талрепов. Крепление должно быть выполнено очень тщательно, чтобы
исключить какое-либо движение блоков при качке судна.
На нок стрелы и на гини надевают специально сшитый парусиновый чехол,
который в свою очередь обтягивают сеткой из растительного линя,
предотвращающей «хлопание» парусины на ветру. Ходовые концы грузовых и
топенантных гиней укладывают на банкетки или сматывают на вьюшки и
закрывают чехлами. Оттяжки снимают со стрелы вместе с мантылями и
убирают в кладовые.
Перед уборкой в кладовые на такелаж грузовых стрел обязательно
навешивают бирки с указанием наименования снасти.