§ 63. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

§ 63. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

К коллективным спасательным средствам, кроме шлюпок, относятся также спасательные плоты и спасательные приборы.

Спасательные плоты изготавливаются жесткой и мягкой конструкции. Жесткий спасательный плот (рис. 170) состоит из водонепроницаемого корпуса прямоугольной или овальной формы, к которому прикреплен тент из водонепроницаемой ткани, служащий для защиты людей от непогоды. Корпус плота изготавливается из легких алюминиевомагниевых сплавов или из пластмасс. Плоты имеют различную вместимость — на 6,. 12 и 20 человек. Недостатком жестких плотов являются сравнительно большие размеры, затрудняющие их размещение на судах, особенно малых.

Наибольшее распространение в настоящее время получили надувные спасательные плоты (рис. 171), изготовленные из легкой многослойной прорезиненной материи. Основанием плота служат камеры водоизмещения, изготовленные в виде труб, на которых укреплены дуги, также представляющие собой трубы, но меньшего диаметра, образующие основание для тента — свода. Камеры и дуги заполняются газовой смесью, находящейся
в сжатом состоянии в стальном баллоне, укрепленном у основания плота.

 

 

Рис. 171. Надувной спасательный илот на 20 человек:
— внешний вид; б— схематический разрез; 1— главные водоизмещающие камеры; 2 — двухслойный свод с воздушной прослойкой; 3 — фонарь; 4— трубчатый коллектор дуг свода, снабженный плоскостью для сбора дождевой воды со спускной трубкой; 5 — спасательный леер; 6 — водяные мешки-стабилизаторы; 7 — цилиндр со сжатым углекислым газом и клапаном; 8 — надувное дно; 9 — внутреннее закрытие входа (фартук); 10 — трап


Для хранения надувных плотов в сложенном виде служат -контейнеры (рис.  72), которые устанавливаются на судне в наиболее удобных местах, обычно на шлюпочной палубе. Контейнер закреплен на специальных кильблоках с помощью прочных лент — лямок, которые могут быть быстро отданы вручную освобождением замка патефонного типа, или же крепления в виде глаголь-гака. Для того чтобы контейнер мог всплыть при погружении судна в воду, замки открываются автоматически, при помощи гидростатического устройства. При ручной отдаче

1. Фалинь длиной не менее 20 м и диаметром не менее 8 мм, закрепленный таким образом, чтобы на нем можно было буксировать спасательный плот.

2. Два спасательных леера, один из них должен быть закреплен с наружной, а другой — с внутренней стороны по периметру плота.

3. Устройство для возможности влезания на плот из воцы. расположенное у входа.

4. Одно плавучее спасательное кольцо на лине длиной не менее 30 м.

5. Один нож и один черпак; на плоту, вместимостью более 12 человек, должно быть два ножа и два черпака.

6. Две губки для удаления воды.

7. Два плавучих якоря.

8. Два гребка.

9. Комплект ремонтных принадлежностей для ремонта резиновых камер плавучести.

10. Три консервооткрыва-теля.

И. Ручной насос.

12. Аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке.

13. Сосуд для питья с градуировкой емкостью 200 г.

14. Электрический водонепроницаемый фонарь с приспособлением для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей и лампочкой в водонепроницаемой упаковке.

15. Сигнальное зеркало для дневной сигнализации.

16. Две парашютные ракеты, дающие ярко-красный свет.

17. Шесть фальшфейеров, дающих ярко-красный свет.

18. Сигнальный свисток.

19. Комплект рыболовных принадлежностей.

20. Пищевой рацион в герметичной упаковке из расчета 3500 кал на каждого человека.

21. По полтора литра пресной воды в водонепроницаемой упаковке на каждого человека.

22. По 6 таблеток от морской болезни на каждого человека.

23. Инструкция по сохранению жизни на спасательном плоту.

24. Экземпляр иллюстрированной таблицы спасательных сигналов.

25. Спички в водонепроницаемой упаковке (для жестких плотов).

Спасательные плавучие приборы не имеют строго установленной формы. К ним относятся небольшого размера плотики, палубные скамьи, рундуки и т. п. Однако все плавучие приборы должны удовлетворять определенным требованиям, в частности:

а) они должны быть в длину не более 3 м, в ширину — не менее 1 м\

б) должны быть обнесены спасательными леерами;

в) вес не должен быть более 180 кг;

г) в снабжении должны быть: фалинь, самовоспламеняющийся буек, два гребка;

д) должны быть окрашены -в оранжевый цвет;

е) должно быть обозначено количество людей, на которое рассчитан прибор;

ж) плавучесть прибора должна обеспечиваться воздушными ящиками или другими равноценными средствами.

К спасательным средствам индивидуального пользования относятся спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы-комбинезоны.

Материалом для изготовления спасательного круга служат листовая пробка или различные синтетические массы. Круг обшивается парусиной и обносится леером, а затем окрашивается оранжевой краской. Круг должен обладать необходимой прочностью, а его держащая сила должна быть такова, чтобы поддерживать в пресной воде груз не менее 14,5 кг в течение 24 ч.

Каждое морское судно должно иметь не менее восьми кругов, два из которых должны находиться на ходовом мостике, снабженные самозажигающимися буйками и дымовыми шашками. Все круги должны быть постоянно готовы к действию и по команде «человек за бортом» без промедления выбрасываться на воду. Местоположение круга, выброшенного с мостика (место, где несется постоянная вахта), хорошо определяется в дневное время по дымовой шашке, а в ночное время — по огню. Как огонь, так и шашка вводятся в действие автоматически, при падении круга в воду. Один круг из имеющихся на судне должен быть обязательно снабжен линем, длиною 27,5 м. На каждом круге должно быть нанесено название судна и порт его приписки.

Спасательными жилетами все суда снабжаются ,в таком количестве, чтобы им был обеспечен .каждый человек, находящийся на судне. На пассажирских судах кроме этого должны быть жилеты и на открытых палубах в наиболее доступных местах (5,% от общего числа жилетов).

Спасательный жилет (рис. 173) должен быть так устроен, чтобы человек, находясь в воде с надетым жилетом, принимал вертикальное положение с некоторым наклоном туловища назад. Голова человека должна находиться над водой и поддерживаться верхней частью жилета. Одеваться жилет должен любой стороной, как правой, так и левой. Хранится жилет в жилом помещении в непосредственной близости от койки в специальном рундуке или ящике. Необходимо проверять правильность надевания жилетов, а также их исправное состояние, что удобнее всего выполнять при проведении учебных тревог, когда жилеты должны быть надеты всеми членами экипажа и пассажирами. К жилету должен быть прикреплен свисток и электрический фонарь.

Материалом для изготовления жилетов служат также пробка или пластмассы.

К индивидуальным спасательным средствам относятся также костюмы-комбинезоны (рис. 174), главное преимущество которых состоит в том, что человек, находясь в воде, остается сухим, защищенным от непогоды и низкой температуры. Костюм изготовлен из прорезиненной ткани и имеет вшитый спасательный жилет, придающий костюму плавучесть. Специальный воротник поддерживает голову в вертикальном положении при потере сознания.

Костюм-комбинезон не является обязательным предметом в снабжении судна спасательными принадлежностями. Рекомендуется иметь на судне несколько таких костюмов для осуществления спасательных операций «человек за бортом», а также для работы на палубе во время авралов или при аварийных обстоятельствах, когда не представляется возможным обеспечить полную безопасность во время работы на заливаемой во время шторма открытой палубе.