§ 63. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА
К коллективным спасательным средствам, кроме шлюпок, относятся также
спасательные плоты и спасательные приборы.
Спасательные плоты изготавливаются жесткой и мягкой конструкции. Жесткий
спасательный плот (рис. 170) состоит из водонепроницаемого корпуса
прямоугольной или овальной формы, к которому прикреплен тент из
водонепроницаемой ткани, служащий для защиты людей от непогоды. Корпус
плота изготавливается из легких алюминиевомагниевых сплавов или из
пластмасс. Плоты имеют различную вместимость — на 6,. 12 и 20 человек.
Недостатком жестких плотов являются сравнительно большие размеры,
затрудняющие их размещение на судах, особенно малых.
Наибольшее распространение в настоящее время получили надувные
спасательные плоты (рис. 171), изготовленные из легкой многослойной
прорезиненной материи. Основанием плота служат камеры водоизмещения,
изготовленные в виде труб, на которых укреплены дуги, также
представляющие собой трубы, но меньшего диаметра, образующие основание
для тента — свода. Камеры и дуги заполняются газовой смесью, находящейся
в сжатом состоянии в стальном баллоне, укрепленном у основания плота.
Рис. 171. Надувной спасательный илот на 20 человек:
— внешний вид; б— схематический разрез; 1— главные водоизмещающие
камеры; 2 — двухслойный свод с воздушной прослойкой; 3 — фонарь; 4—
трубчатый коллектор дуг свода, снабженный плоскостью для сбора дождевой
воды со спускной трубкой; 5 — спасательный леер; 6 — водяные
мешки-стабилизаторы; 7 — цилиндр со сжатым углекислым газом и клапаном;
8 — надувное дно; 9 — внутреннее закрытие входа (фартук); 10 — трап
Для хранения надувных плотов в сложенном виде служат -контейнеры (рис.
72), которые устанавливаются на судне в наиболее удобных местах, обычно
на шлюпочной палубе. Контейнер закреплен на специальных кильблоках с
помощью прочных лент — лямок, которые могут быть быстро отданы вручную
освобождением замка патефонного типа, или же крепления в виде
глаголь-гака. Для того чтобы контейнер мог всплыть при погружении судна
в воду, замки открываются автоматически, при помощи гидростатического
устройства. При ручной отдаче
1. Фалинь длиной не менее 20 м и диаметром не менее
8 мм, закрепленный таким образом, чтобы на нем можно было буксировать
спасательный плот.
2. Два спасательных леера, один из них должен быть закреплен с наружной,
а другой — с внутренней стороны по периметру плота.
3. Устройство для возможности влезания на плот из воцы. расположенное у
входа.
4. Одно плавучее спасательное кольцо на лине длиной не менее 30 м.
5. Один нож и один черпак; на плоту, вместимостью более 12 человек,
должно быть два ножа и два черпака.
6. Две губки для удаления воды.
7. Два плавучих якоря.
8. Два гребка.
9. Комплект ремонтных принадлежностей для ремонта резиновых камер
плавучести.
10. Три консервооткрыва-теля.
И. Ручной насос.
12. Аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке.
13. Сосуд для питья с градуировкой емкостью 200 г.
14. Электрический водонепроницаемый фонарь с приспособлением для
сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей и лампочкой
в водонепроницаемой упаковке.
15. Сигнальное зеркало для дневной сигнализации.
16. Две парашютные ракеты, дающие ярко-красный свет.
17. Шесть фальшфейеров, дающих ярко-красный свет.
18. Сигнальный свисток.
19. Комплект рыболовных принадлежностей.
20. Пищевой рацион в герметичной упаковке из расчета 3500 кал на каждого
человека.
21. По полтора литра пресной воды в водонепроницаемой упаковке на
каждого человека.
22. По 6 таблеток от морской болезни на каждого человека.
23. Инструкция по сохранению жизни на спасательном плоту.
25. Спички в водонепроницаемой упаковке (для жестких плотов).
Спасательные плавучие приборы не имеют строго установленной формы. К ним
относятся небольшого размера плотики, палубные скамьи, рундуки и т. п.
Однако все плавучие приборы должны удовлетворять определенным
требованиям, в частности:
а) они должны быть в длину не более 3 м, в ширину — не менее 1 м\
б) должны быть обнесены спасательными леерами;
в) вес не должен быть более 180 кг;
г) в снабжении должны быть: фалинь, самовоспламеняющийся буек, два
гребка;
д) должны быть окрашены -в оранжевый цвет;
е) должно быть обозначено количество людей, на которое рассчитан прибор;
ж) плавучесть прибора должна обеспечиваться воздушными ящиками или
другими равноценными средствами.
К спасательным средствам индивидуального пользования относятся
спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы-комбинезоны.
Материалом для изготовления спасательного круга служат листовая пробка
или различные синтетические массы. Круг обшивается парусиной и обносится
леером, а затем окрашивается оранжевой краской. Круг должен обладать
необходимой прочностью, а его держащая сила должна быть такова, чтобы
поддерживать в пресной воде груз не менее 14,5 кг в течение 24 ч.
Каждое морское судно должно иметь не менее восьми кругов, два из которых
должны находиться на ходовом мостике, снабженные самозажигающимися
буйками и дымовыми шашками. Все круги должны быть постоянно готовы к
действию и по команде «человек за бортом» без промедления выбрасываться
на воду. Местоположение круга, выброшенного с мостика (место, где
несется постоянная вахта), хорошо определяется в дневное время по
дымовой шашке, а в ночное время — по огню. Как огонь, так и шашка
вводятся в действие автоматически, при падении круга в воду. Один круг
из имеющихся на судне должен быть обязательно снабжен линем, длиною 27,5
м. На каждом круге должно быть нанесено название судна и порт его
приписки.
Спасательными жилетами все суда снабжаются ,в таком количестве, чтобы им
был обеспечен .каждый человек, находящийся на судне. На пассажирских
судах кроме этого должны быть жилеты и на открытых палубах в наиболее
доступных местах (5,% от общего числа жилетов).
Спасательный жилет (рис. 173) должен быть так устроен, чтобы человек,
находясь в воде с надетым жилетом, принимал вертикальное положение с
некоторым наклоном туловища назад. Голова человека должна находиться над
водой и поддерживаться верхней частью жилета. Одеваться жилет должен
любой стороной, как правой, так и левой. Хранится жилет в жилом
помещении в непосредственной близости от койки в специальном рундуке или
ящике. Необходимо проверять правильность надевания жилетов, а также их
исправное состояние, что удобнее всего выполнять при проведении учебных
тревог, когда жилеты должны быть надеты всеми членами экипажа и
пассажирами. К жилету должен быть прикреплен свисток и электрический
фонарь.
Материалом для изготовления жилетов служат также пробка или пластмассы.
К индивидуальным спасательным средствам относятся также
костюмы-комбинезоны (рис. 174), главное преимущество которых состоит в
том, что человек, находясь в воде, остается сухим, защищенным от
непогоды и низкой температуры. Костюм изготовлен из прорезиненной ткани
и имеет вшитый спасательный жилет, придающий костюму плавучесть.
Специальный воротник поддерживает голову в вертикальном положении при
потере сознания.
Костюм-комбинезон не является обязательным предметом в снабжении судна
спасательными принадлежностями. Рекомендуется иметь на судне несколько
таких костюмов для осуществления спасательных операций «человек за
бортом», а также для работы на палубе во время авралов или при аварийных
обстоятельствах, когда не представляется возможным обеспечить полную
безопасность во время работы на заливаемой во время шторма открытой
палубе.