§ 56. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ПРИЕМУ И СДАЧЕ ГРУЗА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

§ 56. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ПРИЕМУ И СДАЧЕ ГРУЗА

Перевозимые на судах грузы разделяются на массовые и генеральные. К массовым грузам относятся уголь, руда, зерно, лесные грузы и т. п. К генеральным грузам относятся почти все -остальные грузы, упакованные в ящики, .мешки, кипы, бочки, бутыли, а также грузы, идущие без упаковки,— болванки, чушки и листы металла, рельсы, трубы, автомашины.

При перевозке необходимо точно знать количество и вес погруженного груза, его расположение по трюмам, состояние упаковки и порты назначения. Генеральные грузы принимают на судно по счету количества мест и весу в каждой партии. Партией называется часть груза, погруженная на судно по одной накладной — погрузочному ордеру, в котором перечислены все данные о грузе: количество мест и вес, марки и номера, пункты 'Отправления и назначения и, если необходимо, дополнительные данные о свойствах груза. Количество и вес массовых грузов в большинстве случаев определяются отправителем, и на судне проверяют общий вес по замеру осадок судна в начале и конце грузовых операций.

Для обеспечения качественной приемки груза администрация судна назначает трюмных матросов и счетчиков груза — тальманов. В обязанность трюмного матроса входит контроль за правильной укладкой грузов (штивкой), отсутствием каких-либо^ повреждений тары, сепарация отдельных партий груза, а также наблюдение за общим порядком в трюме. О всех замеченных нарушениях — небрежном обращении грузчиков с грузом, повреждении тары, применении запрещенных приспособлений, например крючков при мешковом грузе, трюмный матрос докладывает грузовому помощнику. Трюмный матрос наблюдает за тем,, чтобы груз укладывался плотно, с полным использованием кубатуры трюма. При погрузке насыпных грузов (например, зерна, руды) трюмный матрос проверяет правильность штивки, т. е. разравнивания груза по поверхности, не допуская образования груза в конце погрузки в виде конуса, который при качке судна может переместиться на один борт и вызвать опасный крен.

Счетчик груза — тальман — ведет счет груза, отмечая в тальманской книжке маркировку, количество мест, а иногда и вес каждой партии груза в отдельности, контролируя все сведения о принимаемом грузе по копиям погрузочных ордеров, получаемых от грузового помощника. Счет груза следует вести очень, внимательно, постоянно сверяя записи в тальманской книжке с записями сдающего, портового счетчика. Следует помнить, что расходы по вторичному пересчету груза, который производится в случае расхождения в счете у счетчиков, производится за счет-виновной стороны.

В случае погрузки в трюм однородного груза, но разных партии их необходимо разделить каким-либо приметным способом для того, чтобы не смешать партии при выгрузке. Такое разделение одной партии от другой называется сепарацией. В качестве сепарационных материалов применяются: мешковина, парусина, сети, тонкие доски или рейки, рогожи, циновки, краска,, если она не портит груза, старые растительные тросы и т. п. В тальманской книжке делается отметка о роде примененной к определенной партии сепарации. Например, партии мешкового груза отделяют тонкими досками; партию труб — одной или несколькими полосами краски, при погрузке зернового груза насыпью поверхность груза одной партии разравнивают и полностью перекрывают прочными брезентами с уплотнением у бортов. При выгрузке сепарацию убирает трюмный матрос, в обязанность которого входит наблюдение за должным состоянием сепарации и ее хранением.

Грузы могут приниматься не только в грузовые трюмы, но и на верхнюю, открытую палубу, если они не подвержены порче от действия морской воды, солнечных лучей и т. д. Обычно на открытой палубе перевозят такие массовые грузы, как пиленый или круглый лес, пробку, отдельные громоздкие места, не помешающиеся в трюме, автомашины, катера. Палубные грузы крепят при помощи стальных тросов или цепей с талрепами для обтягивания, брусьев, скоб и клиньев, или же стальных полос, привариваемых к палубе. Крепление груза должно быть очень прочным, а применяемые материалы надежными, чтобы при качке и ударах волн грузы не смогли бы сдвинуться с места. Крепить грузы следует или за специальные рымы, или же за прочные детали корпуса, располагая тросы или цепи таким образом, чтобы направление тяги было вниз, к палубе, и тросы отходили бы от нее под тупым углом. Под палубные грузы следует подкладывать деревянные прокладки, располагая их таким образом, чтобы они не препятствовали стоку воды к шпигатам.

При укладке палубных грузов следует оставлять свободными подходы к рожкам пожарной магистрали, мерительным трубкам, клапанам паровых и других магистралей, входам -в рубки. Если погруженный на палубу груз загораживает проходы для передвижения команды, следует установить переходы поверх груза, оградив их леерами.

Кроме крепления груза тросами, отдельные места, особенно тяжеловесы, расклинивают у основания при помощи брусьев и клиньев между прочными частями корпуса — кнехтами, комингсами трюмов, фальшбортами. Крепление грузов в рейсе следует систематически проверять, набивая талрепами образовавшуюся слабину тросов или цепей и забивая дополнительные клинья.

При перевозке однородных лесных грузов всю свободную площадь палубы занимают грузом на высоту от 7з до V2 высоты трюма. Такая большая масса груза должна быть закреплена очень надежно. В качестве крепления применяются деревянные стойки в виде бревна или нескольких толстых досок, нижние концы которых вставляют в специальные башмаки, расположенные на палубе. У фальшборта стойки удерживаются съемными скобами. Высота стоек должна быть такой, чтобы их верхние концы выступали над грузом не менее чем на 1,5 м. Такие стойки называются стензелями и являются как бы продолжением фальшборта, в который упирается груз.

Найтовы из стального троса или короткозвенных цепей располагают поперек судна от борта до борта. Концы цепей или тросов крепят к рымам, расположенным на палубе около •фальшборта, а за середину троса или цепи, выведенной на поверхность груза примерно на 7з ширины судна, крепят длиннозвенную цепь. Другой конец цепи оканчивается талрепом с глаголь-гаком, который закладывают за середину троса или цепи, выходящей с другого борта. Найтовы должны располагаться таким образом, чтобы их средние части находились друг от друга на расстоянии не более 3 м.

Поверх сплошного палубного груза, состоящего из круглого леса, настилают дощатые мостки с леерным ограждением из растительного троса с двух сторон. Мостки крепят к найтовам
для их исправности и сохранности при штормовой погоде. Крепление палубного лесного груза в течение рейса необходимо периодически проверять.