§ 60. ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

§ 60. ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК

На спасательных шлюпках принято одномачтовое парусное вооружение рейкового типа, состоящее из грота и стаксели (рис. 165). Паруса изготавливаются из льняной парусины и окрашиваются в оранжевый цвет для того, чтобы быть более заметными с дальних расстояний и с воздуха. Грот поднимается фалом, гак которого закладывается за строп, укрепленный на рейке. Верхняя шкаторина грота пришнуровывается к рейку. Галсовый угол закладывается за укрепленный на мачте гак кренгельсом. За шкотовый угол, в кренгельс закладываются
гроташкоты. Для уменьшения площади парусности при сильном ветре служат риф-сезни, нашитые с обеих сторон риф-банта. Стаксель ставится при помощи стаксель-фала, заведенного в кренгельс фалового угла. Галсовый угол кренгельсом закладывается за гак, укрепленный на форштевне шлюпки. Шкоты закладываются в кренгельс шкотового угла и разносятся по обоим бортам шлюпки.
Съемная мачта 1 (рис. 166) своим шпором 9 устанавливается в степс 8 шлюпки и крепится к банке 7 шарнирной наметкой 10 с нагелем 6. Мачта растягивается к бортам шлюпки вантами 4 с тросовыми талрепами 5. На топе мачты ванты вращиваются в проушины бугеля 2. Ракс-бугель 11 с фалом 3 служит для подъема рейка с гротом. Для подъема стакселя врезается второй шкив в топе мачты, такой же, как и для грота-фала, но несколько ниже его (на рисунке не показан).

 

Рис. 165. Шлюпочные паруса:
а— 1рот; 1 — реек; 2 — строп; 3 — верхняя шкаторина; 4 — передний нок-бензсльный угол; 5 — передняя шкаторина; 6 — рифкрекгельсы; 7 — галсовый угол; 8 — кренгельсы; 9 — нижняя шкаторина; 10 — рифсезни; И — шкотовый угол; 12 — рифбант; 13 — задняя шкаторина; 14 — задний нокбензельный угол; б — стаксель: 1 — кренгельсы; 2 — фаловый угол; 3— передняя шка-

торина; 4 — рифбант; 5 — рифкренгельс; 6 — галсовый угол; 7—нижняя шкаторина; 3 —рифсезни; 9 — шкотовый угол; 10 — задняя шкаторина
 

 

 



§ 61. УПРАВЛЕНИЕ ШЛЮПКОЙ ПОД ПАРУСАМИ

Парусное вооружение шлюпки предназначено для тех случаев, когда применение других средств передвижения — весел, ручного привода, двигателя — может быть по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно. Передвижение под
 

парусами на сравнительно большие расстояния освобождает экипаж шлюпки от изнурительной работы на веслах или ручном приводе и сохраняет его силы, что особенно важно в аварийных обстоятельствах. Поэтому каждый член экипажа судна должен уметь на практике управлять шлюпкой под парусами.

Действуя на парус, ветер, преодолевая сопротивление погруженной в воду части шлюпки, придает ей не только полезное движение вперед, но и смещает ее в сторону от заданного курса. Это боковое перемещение шлюпки под парусами, называемое дрейфом, в общей схеме движения является вредным. При таком смешанном движении — вперед и вбок — боковая поверхность шлюпки, оказывает гораздо большее сопротивление боковому смещению, чем сопротивление 5 лобовой части шлюпки движению вперед, поэтому при правильно выбранном курсе и должном расположении парусов ход вперед всегда будет намного больше, чем боковое смещение — дрейф.

Рис. 166. Шлюпочная мачта



Таким образом, одной из основных задач рулевого
является умение в конкретных обстоятельствах плавания правильно выбрать курс и расположить паруса под таким углом к. направлению ветра, чтобы в кратчайшее время прийти в назначенное место.

Направление движения шлюпки относительно ветра определяется галсом и курсом. Если ветер дует в правый борт,, то шлюпка идет правым галсом, при ветре, дующем слева — левым галсом. Наименование курсов показано на рис. 167.

Таким образом, шлюпка может идти: в полный бакштаг левого галса или в крутой бейдевинд правого галса и т. д. При следовании на фордевинд, когда ветер дует прямо в корму,, наименование галса определяется бортом, противоположным тому, на котором находится грот. Например, грот находится на левом борту — шлюпка идет фордевинд правого галса. Если место назначения располагается как раз против ветра, т. е. в. направлении, в котором шлюпка не может двигаться прямо

применяется лавировка. При этом шлюпка двигается в крутой бейдевинд попеременно, правым и левым галсом.

Перемена галса называется поворотом. Если шлюпка при изменении направления движения пересекает линию (направление) ветра носом, поворот называется оверштаг. При пересечении линии ветра кормой — поворот через фордевинд. Если изменение направления движения производится в пределах

одного галса и угол между диаметральной плоскостью шлюпки и направлением ветра увеличивается, то шлюпка уваливается, например курс бейдевинд меняется на галфвинд; если же этот угол уменьшается, например при переходе от бакштага к галфвинду, то шлюпка приводится. В зависимости от галса получают название и борта шлюпки; при правом галсе правый борт будет наветренным, левый — подветренным; при левом галсе — наоборот.

При плавании под парусами необходимо принимать меры, предупреждающие возможное заливание шлюпки водой или ее опрокидывание. Площадь парусов всегда должна соответствовать силе ветра: при излишней парусности создается излишний крен, дрейф шлюпки увеличивается, так же как и величина лобового сопротивления, а также создается большая опасность опрокидывания. В подобных случаях необходимо брать рифы или, в крайнем случае, вместо грота поставить стаксель (если шлюпка идет полными курсами). При очень сильном ветре, когда шлюпку заливает, следует убрать паруса, и отдать плавучий якорь.

Когда шлюпка идет под парусами, экипаж шлюпки должен находиться на днище шлюпки, лицом к гроту, преимущественно на наветренном борту и равномерно по длине шлюпки. Шкоты как грота, так и стакселя следует всегда держать на руках, заложив на утку только один шлаг, что обеспечит их отдачу в любой нужный момент. Фалы не рекомендуется крепить на нагелях «намертво», т. е. не закладывать последним шлагом ходовой конец «под себя»; при необходимости фалы должны быть легко и быстро отданы. Особенно опасны для шлюпки шквалы, при приближении которых надо убрать паруса.
При выполнении поворотов следует учитывать силу ветра и состояние моря. При свежем ветре поворот оверштаг является более безопасным, так как наполнение парусов ветром происходит постепенно, в то время как при повороте через фордевинд грот при перемене галса резко перекладывается на другой борт и сразу/же заполняется ветром. Шлюпка при этом сильно кренится, может зачерпнуть бортом воду и даже опрокинуться.

Перед выполнением поворота оверштаг нужно придать шлюпке большую скорость, так как часть поворота шлюпка выполняет, двигаясь по инерции. Так, например, если шлюпка идет бейдевинд левого галса, следует увалиться до галфвинда, подав при этом команду: «к повороту оверштаг». Когда шлюпка наберет скорость, подается команда: «поворот, стаксель-шкот раздернуть, грота-шкот стянуть». Руль перекладывается влево, помогая шлюпке приводиться к линии ветра, после чего по команде: «стаксель на правую» (или «на ветер») его выносят,, держа рукой за шкотовый угол, на ветер, помогая носовой части шлюпки уваливаться под ветер. Одновременно, по команде: «грота-шкот раздернуть» травят грота-шкот, чтобы грот не мешал шлюпке уваливаться. Когда шлюпка ляжет на курс, держа бейдевинд правого галса, подбирают шкоты по команде: «грота-шкот стянуть, стаксель на левую».

При повороте фордевинд, после предварительной команды: «к повороту фордевинд», руль понемногу кладут под ветер, одновременно с командой: «поворот». Когда шлюпка начнет уваливаться, дается команда: «грота-шкот травить». Стаксель с выбранным шкотом помогает шлюпке уваливаться под ветер. Грота-шкот травят с таким расчетом, чтобы он имел слабину до того момента, когда шлюпка кормой придет на линию ветра, после чего грота-шкот быстро выбирают, грот переходит линию ветра и грота-шкот опять травят, избегая рывков, вызывающих внезапный крен шлюпки. Стаксель-шкот переносят и выбирают с другого борта, а затем постепенно подбирают грота-шкот. При свежем ветре, при переходе линии ветра, грот вместе со шкотовым углом рекомендуется руками прихватить к мачте, удерживая его в таком положении до тех пор, пока шлюпка окончательно не перейдет линию ветра. Наиболее безопасным поворот фордевинд будет при заранее убранном гроте, под одним стакселем.